Развитие мобильного интернета в РК стало драйвером рынка ОТТ и стриминга
Проникновение интернета и повсеместная цифровизация не обошли стороной и сферу развлечений. С одной стороны, телеком-операторы все чаще создают специализированные сервисы, ориентированные на интернет-потребителей, а с другой – уже и производители контента создают его не для кинотеатров или ТВ-показов, а для онлайн-платформы.
Вселенная в кармане
Главное условие для развития интернет-телевидения и передачи любого другого вида контента – это наличие в стране интернета и, что важно, его как можно большее проникновение. В Казахстане с этим проблем нет – число абонентов фиксированного интернета, например, постоянно растет (с 381,2 тысячи в 2007 году до порядка 2,6 миллиона в 2020-м). Это не количество пользователей, а домохозяйства, то есть семьи, которые подключили интернет у себя дома.
С мобильным интернетом дела обстоят лучше. По данным Индекса доступности интернета, покрытие мобильного интернета в Казахстане составляет 96%. При этом в хождении почти 24,3 миллиона SIM-карт, большинство из которых имеет в использовании мобильный интернет. В 2007 году, к слову, абонентов сотовой связи было чуть менее 12,6 миллиона.
Большое количество интернет-пользователей позволило развить цифровые сервисы по всех сферах – от электронного правительства до мобильных платформ банков.
Не отставала от этого тренда и индустрия развлечений. Появление на казахстанском рынке современных смартфонов и телевизоров с технологией Smart в начале 2010-х годов позволило предлагать потребителям не только традиционное кабельное телевидение, но и интернет-телевидение, и контент с онлайн-платформ.
С распространением интернета постепенно началось разделение вида поставок контента – по каналам IPTV и OTT. И если технология IPTV в Казахстане известна относительно давно, то OTT только развивается.
Напомним, термин OTT означает доставку видеосигнала от провайдера контента на устройство пользователя – приставку, компьютер или смартфон – по сетям передачи данных, часто без прямого контакта с оператором связи. В этом заключается отличие от традиционных услуг IPTV, которые предоставляются, как правило, только через управляемую самим оператором сеть.
Основное преимущество OTT – это прямой доступ к разнообразному видеоконтенту, который создают отдельные студии или авторы. Через IPTV, в свою очередь, распространяют более традиционный контент, который производится, например, в Голливуде и других подобных структурах.
Технологическая эволюция в Казахстане
Казахстан постепенно двигался в обоих направлениях. На рынке есть как минимум семь предложений платформ интернет-телевидения, часть которых пошла дальше, давая доступ к контенту, с телевидением не связанному.
Эволюционно первым представителем этого рынка можно назвать GalamTV, появившийся в 2014 году в рамках проекта «Национального интернет-телевещания». Эта платформа обеспечивала самые базовые функции интернет-телевидения – отложенный просмотр, программу передач и управление просмотром, например паузу и перемотку. Помимо телеканалов были доступны фильмы и сериалы. Проект был бесплатным и по-настоящему инновационным для своего времени.
Еще одним пионером среди таких проектов, если верить информации из открытых источников, стал проект ALMA TV BOX, стартовавший в 2016 году. В нем клиентам доступны несколько пакетов телеканалов и пять онлайн-кинотеатров, например Megogo и Amediateka.
Оператор спутникового телевидения TVCOM в 2020 году также запустил сервис ОТТ, где собраны все телеканалы.
Игроки телеком-рынка тоже не остаются в стороне. В 2015 году компания «Beeline Казахстан» запустила проект BeeTV. Хотя проект и коммерческий, пользователям мобильной связи этого оператора доступен бесплатный пакет контента. В остальном за платную подписку доступны онлайн-кинотеатры, тематические пакеты каналов и пакеты по типу OTT, о работе которых мы расскажем далее. Затем последовали и Kcell с Mobi TV (2016 год), и Tele2 с проектом Tele2 TV (2019 год).
Нужно отметить, что «Казахтелеком» запустил собственный ОТТ-сервис еще в 2015 году, сразу после GalamTV. Сервис назывался iDTV Online, а в марте 2021 года произошел его перезапуск под новым брендом – продукт трансформировался в TV+. Интерес казахстанцев к некабельному телевидению достаточно велик. Например, за первые три недели с момента запуска платформа TV+ привлекла более 30 тысяч подписчиков, а к началу июля – уже свыше 100 тысяч. Этот интерес подстегнула и пандемия. Из-за необходимости проводить больше времени дома люди стали потреблять больше контента, который не ограничивался только телеканалами.
Игра по твоим правилам
Условно доступные интернет-платформы можно разделить на два подвида: предоставляющие контент, созданный третьей стороной, и совмещающие это с производством собственного контента. «Казахтелеком» в рамках платформы TV+ пока тоже предоставляет только сторонний контент, но заявлялось о планах создавать собственный.
Об этом, например, в апреле 2021 года говорил председатель правления компании Куанышбек Есекеев в интервью изданию «Коммерсантъ»:
«Мы сейчас в самом начале пути и пока являемся агрегатором. Но когда мы поймем структуру контента, мы должны стать контент-генератором. (…) Это могут быть сериалы, спортивный контент, тематические ток-шоу или подкасты, которые востребованы у молодежи. (…) По сути, «Казахтелеком» как контент-площадка уже начал формироваться».
Компания планирует «попробовать запустить» производство в Казахстане, как это делают HBO или Netflix за границей. Для этого, говорил Куанышбек Есекеев в том же интервью, «есть аутентичность, есть удачные примеры фильмов, которые снимались внутри страны, есть хорошие режиссеры, которые могут давать качественный контент».
Еще одно растущее направление OTT в Казахстане – это стриминг. В основном подобные активности работают на зарубежных сервисах, таких как Twitch или YouTube, – и зачастую это отдельные стримеры, которые не делают на своем хобби серьезного бизнеса и знакомы только тем, кто интересуется киберспортом.
В Казахстане на системном уровне и целенаправленно стримингом, например, киберспортивных турниров занимается только та же платформа TV+. В конце мая на ней прошли первые онлайн-трансляции турниров по киберспорту. Трансляцию игрового дня 28 мая в прямом эфире посмотрели около 700 зрителей, 44% из них использовали телевизор, а остальные 56% – смартфоны. А уже 29 мая трансляция собрала около тысячи зрителей, но в этом случае по телевизору ее смотрели 87% человек против 13% со смартфонами.
Несмотря на появление предложения со стороны бизнеса, казахстанский рынок OTT и стриминга находится на начальной стадии развития. Тем не менее перспективы у него есть: с одной стороны, накапливается «критическая масса» собственного уникального контента, который можно предлагать на отечественных платформах, с другой – высокое проникновение интернета (в первую очередь мобильного) создает клиентскую базу для формирования спроса на такой контент. Возможно, скоро каждый казахстанец сможет получить свою «вселенную в кармане» – вселенную доступного и качественного видеоконтента.