Депутаты маслихата Западно-Казахстанской области хотят с 1 января 2022 года повысить тариф на воду для сельчан, которые получают ее из безальтернативных источников. Траты на воду возрастут втрое, а в случае превышения лимита — в 10 раз. Экологи считают такую меру вынужденной необходимостью.
На сайте «Открытые НПА» появился утвержденный депутатами местного маслихата проект «Об утверждении размера платы за один кубометр поданной питьевой воды населению из особо важных групповых и локальных систем водоснабжения, являющихся безальтернативными источниками питьевого водоснабжения с 1 января 2022 года».
В описании к проекту отмечается, что в случае, если лимит пользования воды в 40 литров в день, или 1,2 кубометра в месяц на человека, не будет превышен, тариф будет установлен в 90 тенге за кубометр со счетчиком и в 200 тенге за кубометр — без счетчика.
На данный момент условный лимит воды составляет 50 литров в сутки, или 1,5 кубометра в месяц, при этом за его превышение размер платы за воду не увеличивается. За кубометр воды сельчане оплачивают 30 тенге со счетчиком и 40 тенге без счетчика.
В заключении обоснованности расчета говорится, что при повышении лимита в 1,2 кубометра в месяц средний тариф на воду будет составлять 318 тенге.
«С применением среднего тарифа по области на услуги водоснабжения с приборами учета воды в 318,66 тенге оплата одного жителя составит 14 677,48 тенге в год. При оплате в 30 тенге за 1 кубометр питьевой воды расходы на оплату на одного жителя составляют 1 318 тенге в год», — говорится в документе.
Такая мера позволит сократить расходы бюджета и приведет к экономии потребления питьевой воды населением. Тариф будет установлен для всех 14 районов ЗКО, кроме Уральска.
«Учитывая, что средняя заработная плата по итогам второго полугодия 2021 года по области составила 222 125 тенге, считаем обоснованным применение рассчитанного размера платы по области на услуги водоснабжения», — пишут депутаты в документе.
Таким образом, в случае непревышения лимита на водопользование семья из четырех человек за месяц израсходует 4,8 кубометров воды и заплатит 432 тенге. В случае превышения лимита, к примеру, 1,5 кубометра на человека и 6 кубометров на семью, сумма к оплате составит 1 908 тенге.
По словам начальника Каменского группового водопровода РГП «Казводхоз» (обслуживает пригородные села и часть Уральска) Сергея Сементьева, раньше государство субсидировало воду для сельчан, получающих ее из безальтернативных источников.
«Реальная себестоимость кубометра воды по нашему водопроводу составляет 394 тенге, с учетом добычи и транспортировки. Раньше, чтобы население платило 30 тенге, разницу субсидировало государство. Но в последнее время часто поднимается вопрос о рациональном использовании воды, и для стимулирования населения депутаты внесли ограничения по потреблению», — подчеркнул Сементьев.
Эксперт отметил, что сельчане используют питьевую воду не по назначению – на мытье машин, полив огорода и водопой скотины.
«Мы считаем, что установленный властями лимит в 40 литров воды в день – это слишком мало. В июне правительство внесло свою норму – 140 литров, и это нормально, но 40 литров ни на что не хватит, особенно в южных районах. Тем более, что сейчас у сельчан условия быта приближены к городским – везде есть ванна, стиральная машинка», — отметил представитель РГП «Казводхоз».
В обсуждении проекта жители региона высказывают возмущение непродуманностью проекта. По их мнению, контроль за водой следовало бы установить на автомойках и прочих бизнес-предприятиях с большим расходом воды. Они считают, что лимит воды в селах может привести к напряженной ситуации, поскольку это повлечет затраты на содержание скота и, как следствие, увеличение стоимости сельхозпродукции.
Эколог Арман Бектенов считает установление контроля над использованием воды жесткой, но действенной мерой.
«Сейчас в нашей области настолько напряженная ситуация с водой, что просто нет другого выхода, как установить лимиты. Если не приучать население к культуре потребления воды, обстановка не улучшится», — подчеркнул специалист.
Ранее «Курсив» писал о проблеме обмеления реки Урал. Экологическая катастрофа потянула за собой ряд социальных проблем: во-первых, уменьшение уровня воды, необходимой для подачи в квартиры горожанам, из-за чего в жару Уральск получает воду по графику; во-вторых, уменьшение урожайности сельхозкультур и удорожание содержания скота.
Тем не менее, власти продолжают реализовывать водозатратные проекты — к примеру, строительство Жайык-Шалкарской обводнительной системы, созданной для спасения засыхающего озера Шалкар. По мнению экологов, канал за 2,6 млрд тенге не спасет озеро от высыхания, так как половина воды будет испаряться по пути к нему.