Зачем в Казахстане занимаются обогащением угля
Уголь остается для Казахстана одним из стратегически важных ресурсов: почти 70% всей генерации энергии приходится на это сырье, а металлургия нуждается в угольных концентратах, используемых в качестве восстановителя.
Реагируя на спрос со стороны энергетиков и промышленников, отечественные угледобывающие компании поддерживают высокий уровень добычи. По данным Бюро национальной статистики, с января по октябрь 2021 года по всей стране произвели почти 92,6 млн угля (включая лигнит и концентраты). Для сравнения, за аналогичный период 2020-го показатель составил 91,1 млн тонн, а в допандемийном 2019-м — 92,8 млн, почти на нынешнем уровне.
Концентрация для промышленности
Большая часть добываемого угля в Казахстане используется в энергетике, но часть его отправляют на обогащение, чтобы снизить зольность и повысить его характеристики как восстановителя в химических процессах в металлургии. Крупнейшие из производств, которые занимаются обогащением, работают или строятся в двух регионах — Павлодарской и Карагандинской областях.
Это связано с близостью мест добычи: в первой за 10 месяцев 2021 года произвели 53,7 млн тонн каменного угля, лингита и концентрата, а во второй — почти 31,4 млн тонн.
Один из таких проектов реализовала компания Qaz Carbon, которая специализируется на производству кокса для ферросплавных заводов, а также стального и чугунного литья. Предприятие, созданное в 2017 году в Караганде, в мае 2021-го запустило собственную обогатительную фабрику.
Давид Кемертелидзе, акционер Qaz Carbon, рассказал «Курсиву», что помимо обогащения — производства концентрата — на фабрике производят разделение угля по разным фракциям (размерам), удаляют влагу — механическим и температурным способами и доводят до нужной для промышленников кондиции.
Ленточный конвейер подает уголь на установки разделения на фракции и обогащения / Фото kursiv.kz
«Здесь мы доводим зольность до 2% — до так называемой материнской золы, а приходит к нам сырье с зольностью в 17%», — сказал он.
Давид Кемертелидзе
При этом продукция обогатительной фабрики пользуется высоким спросом за рубежом: около 80% уходит на экспорт, в том числе и в Европу — в Польшу, а оттуда, например, в Германию и Чехию.
Установка для отсеивания угля от попутной руды / Фото kursiv.kz
«Этот угольный концентрат предназначен не для нужд населения, а для металлургии в качестве восстановителя. Сейчас фабрика полностью закончена и постепенно выходит на полную проектную мощность — это 300 тонн в час. Сейчас загрузка составляет около 70%, каждый месяц ее постепенно наращивают», — сказал Давид Кемертелидзе.
Обогатительная фабрика Qaz Carbon / Фото kursiv.kz
Кроме продажи на открытом рынке, обогащенный уголь компания использует на собственном производстве. На предприятии также производят силикомарганец — ферросплав, применяемый для легирования (укрепления) и раскисления стали, чугуна и других сплавов, рассказывает Евгений Штеер, генеральный директор Qaz Carbon.
Сплав сливают из печи / Фото kursiv.kz
В цеху работают четыре печей, еще столько же планируют ввести в работу в первом полугодии 2022-го.
«Здесь производится силикомарганец с содержанием 82%, из которых 65% — это марганец и 17% — кремний», — объясняет Евгений Штеер.
Каждая печь мощностью 8 мегаватт выпускает по 25 тонн сплава в сутки, общая проектная мощность производства — 57 тысяч тонн в год. Особенность таких печей в том, что их можно быстро перенастроить с выпуска одного сплава на другой.
Часть печей еще только готовят к работе / Фото kursiv.kz
Сырье используется, по словам представителей компании, в основном казахстанское — это местные марганцевые руды, также добавляют руду из Африки. Сырье из-за рубежа ввозят, потому что в нем выше содержание марганца — 42% у африканской руды против 18-20% у казахстанской.
Производство максимально автоматизировано: все печи управляются из центра управления, чтобы снизить человеческий фактор, прямо влияющий на качество получаемых сплавов. Аналогично и на обогатительной фабрике — операторы следят за производственными процессами через компьютеры и камеры видеонаблюдения.
Операторы в центре управления / Фото kursiv.kz
Получаемые сплавы имеют высокое качество и потому пользуются высоким спросом у клиентов — это металлургические компании Казахстана, стран СНГ и дальнего зарубежья, например, Япония и Италия, где выпускают высококачественные стали.
«Это определенная ниша, где спросом пользуются хорошие материалы. Можно сказать, что это уникальный проект для постсоветского пространства с достаточно высокой добавленной стоимостью», — отмечает Абай Саркулов, председатель правления Банка развития Казахстана.
Абай Саркулов
Именно этот институт развития принял участие в финансировании всех производственных объектов, а именно на создание обогатительной фабрики по обогащению угля и получению угольного концентрата, модернизацию действующего литейного производства, строительство ферросплавного завода с агломерационной фабрикой, модернизацию цеха по производству кованных шаров и строительство выставочного центра.
Общая стоимость проекта составила 50,71 млрд тенге, из которых участие БРК составило чуть более 38,8 млрд, а собственные средства предпринимателей — 11,9 млрд.
Реализация подобных проектов, подчеркивают в банке, поддерживает освоение в казахстанской промышленности новых переделов. Новые производства при этом не ограничиваются только внутренним рынком, но и успешно конкурируют на глобальном рынке, расширяя географию отечественного экспорта.