Новости

Болат Акчулаков, «Самрук-Қазына»: «Фонд хочет снизить выбросы парниковых газов на 10%»

Согласно прогнозу компании KEGOC, энергодефицит в Казахстане достигнет величины более 1 500 МВт к 2028 году

О том, что делает Фонд «Самрук-Қазына» (далее Фонд) для поддержания энергобаланса страны и какие стратегические проекты реализует, мы поговорили с его управляющим директором по управлению активами Болатом Акчулаковым.

– В ряде СМИ прошла информация об энергодефиците и возможных отключениях электричества, особенно в южных регионах страны. Что предпринимает Фонд для решения этой проблемы?

– В Казахстане действительно наблюдаются высокие темпы роста потребления электроэнергии. За 10 месяцев 2021 года, в сравнении с аналогичным периодом 2020-го, рост потребления составил 7,2% (11,6% по Южной зоне, 5,7% по Северной зоне и 7,5% по Западной зоне). Положительная динамика роста потребления сохраняется и в ноябре. Так, с начала ноября рост потребления составил 6,6%.

В часы максимальных нагрузок уровень потребления превышает прошлогодние значения более чем на 1 600 МВт. При этом сохраняется высокий уровень износа генерирующих мощностей, что приводит к снижению располагаемой мощности электростанций из-за частых выводов генерирующего оборудования во внеплановые и аварийные ремонты. Например, продолжительность аварийных отключений с начала 2021 года, в сравнении с аналогичным показателем 2020 года, увеличилась на 25%. При этом по отдельным типам оборудования продолжительность аварийных остановок турбоагрегатов возросла более чем в два раза. Средняя мощность, выведенная в аварийные и внеплановые ремонты, в августе 2021 года составила более 1 700 МВт. Кроме того, имеет место дефицит резерва маневренных генерирующих мощностей.

В результате этого в существующих режимах работы ЕЭС Казахстана в часы суточного максимума нагрузки имеют место дефициты мощности в энергосистеме. В соответствии с разрабатываемыми в настоящее время АО «KEGOC» 7-летними прогнозными балансами ЕЭС Казахстана ожидается дальнейший рост потребности в электро­энергии и мощности, в результате которого дефицит мощности в 2028 году может достигнуть величины более 1,5 тыс. МВт. Для покрытия растущей потребности в электроэнергии необходим ввод новых генерирующих мощностей.

Системный оператор АО «KEGOC» для поддержания баланса электроэнергии и мощности в ЕЭС Казахстана и согласованных сальдо-перетоков на границах с сопредельными энергосистемами принимает все меры по устранению возникающих дисбалансов электрической энергии. Непринятие этих мер может привести к реальной угрозе нарушения устойчивости ЕЭС Казахстана с риском возникновения крупной системной аварии.

Добавлю, что завершается ремонт блока № 2 мощностью 500 МВт на Экибастузской ГРЭС-2, введение в работу которого позволит оптимизировать режимы ЕЭС РК и снизить объемы импорта из РФ.

– «Самрук-Энерго» отчитался о том, что с опережением плана наращивает мощности на Экибас­тузских ГРЭС-1 и ГРЭС-2 в 2022 и 2024 годах. При этом руководство Фонда заявило о планах снизить выбросы парниковых газов на 10% в течение последую­щих 10 лет. Не противоречит ли политика портфельной компании намерениям Фонда по декарбонизации?

– АО «Самрук-Энерго» введет два крупных энергетических проекта: восстановление блока № 1 мощностью 540 МВт на Экибастузской ГРЭС-1 и строительство блока № 3 на Экибастузской ГРЭС-2 мощностью 636 МВт.

Да, действительно, это угольные блоки. Но невозможно просто взять и отказаться от угольной энергетики, насколько бы «черной» она ни была. Около 70% электроэнергии в стране вырабатывается именно на угольных станциях.

Декарбонизация предполагает поэтапный энергопереход. Декарбонизация – это не ликвидация угольной энергетики как таковой, а снижение выбросов парниковых газов в целом. И если мы не можем снизить выбросы СО2 от угольных станций, то должны реализовывать мероприятия, которые снижают либо не дают выбросов СО2, например строительство ВИЭ, увеличение генерации на природном газе.

Фонд, ставя перед собой масштабную задачу по снижению выбросов парниковых газов на 10%, планирует реализовать целый ряд экологических проектов, в том числе строительство ВИЭ. Среди них можно назвать проекты строительства ВЭС в районе города Ерейментау и Шелекском коридоре, Кербулакской ГЭС.

Наша страна взяла на себя обязательства по достижению углеродной нейтральности к 2060 году. Я считаю, что в конце концов этот вопрос будет решать ядерная энергетика. Мы совместно с заинтересованными государственными органами проводим исследования по развитию в Казахстане атомной энергетики, изучаем мировой опыт по строительству и эксплуатации АЭС. Необходимо отметить, что многие национальные и международные организации проанализировали потребности, связанные с декарбонизацией энергосистемы в порядке достижения целей Парижского соглашения, и многие из их сценариев предусматривают значительное наращивание мировых ядерно-энергетических мощностей. В майском докладе 2019 года «Nuclear Power in a Clean Energy System» («Роль ядерной энергетики в экологически чистой энергосистеме») Международное энергетическое агентство предупредило, что неспособность принять своевременные решения по ядерной энергетике будет чревата ростом затрат на переход к экологически чистой энергии, а также серьезно затруднит достижение целей нулевого уровня выбросов.

– Раз уж речь зашла об экологии, самым громким проектом в этом направлении является, пожалуй, проект газификации алматинских ТЭЦ.

– Да, в качестве проектов, направленных как на улучшение экологической ситуации в регионе, так и на рост генерирующих мощностей, можно назвать проекты газификации Алматинского энергокомплекса: модернизация Алматинской ТЭЦ-2 со строительством ПГУ мощностью 600 МВт, реконструкция Алматинской ТЭЦ-3 на базе ПГУ с увеличением мощности станции до 450 МВт и расширение ТЭЦ-1 со строительством ПГУ мощностью 200–250 МВт.

Суммарный эффект от газификации Алматинского энергокомплекса выразится в уменьшении общих выбросов по Алматы с 50,4 тыс. до 6,4 тыс. тонн. При этом выбросы NOх и СО2 снижаются более чем в три раза и полностью ликвидируются не только выбросы твердых веществ, окислов серы, но и золоотвалы.

Также важнейшим проектом как для Южной зоны ЕЭС РК, так и для всего Казахстана является проект «Строительство ПГУ мощностью 1000 МВт в Туркестанской области» для покрытия потребности энергосистемы в резервах и регулировочной мощности и обеспечения энергетической безопасности страны. Завершение проекта планируется в 2025 году.

– Руководство «Самрук-Қазына» неоднократно подчеркивало, что социальное благополучие – один из приоритетов Фонда. Как вы знаете, наблюдается нестабильная социально-экономическая обстановка в западных регионах страны, в этом году в Мангыстау из-за засухи было экологическое бедствие. Какие проекты социального значения реализует Фонд на западе страны?

– Стратегически важный и социально значимый вопрос для населения Атырауской и Мангистауской областей – это обеспеченность питьевой водой. В этом направлении, с учетом роста населения региона в долгосрочной перспективе, Фонд «Самрук-Қазына» реализует два проекта: первая очередь реконструкции и расширения водовода Астрахань – Мангышлак и строительство опреснительного завода в поселке Кендерли.