Минэнерго Казахстана хочет увеличить производство газа на 23% к 2030 году
Казахстан собирается предоставить беспрецедентные налоговые льготы для производителей газа и развивать собственные газовые проекты впервые за 30 лет независимости. Правительство идет на эти меры, чтобы исправить ситуацию в отрасли: к 2030 году в стране прогнозируется дефицит природного газа. Власти надеются нарастить производство с текущих 35 млрд куб. м до 43 млрд куб. м. О том, насколько исполнимыми кажутся планы властей Казахстана, – в материале «Курсива».
Производство товарного газа в Казахстане в течение последнего десятилетия росло в среднем на 4% и к 2020 году достигло 34,8 млрд куб. м (данные из Национального энергетического доклада Kazenergy-2021). По оценкам IHS Markit, представленным в докладе, коммерческая добыча достигнет пика в 2030 году и составит около 36 млрд куб. м, а затем пойдет на спад и к 2050-му снизится примерно до 30 млрд кубометров. Согласно последнему прогнозу Министерства энергетики, конечное потребление, которое с 2010 по 2020 год выросло на 91% (с 9 до 17,2 млрд куб. м), к концу десятилетия достигнет 40,2 млрд куб. м. Таким образом, к 2030 году Казахстан будет производить газа меньше, чем требуется внутреннему рынку.
«Наша страна столкнется с дефицитом газа уже в этом десятилетии. Факторов много, включая растущую обратную закачку газа в пласт для поддержания нефтедобычи и низкие цены на внутреннем рынке, из-за которых никто не хочет инвестировать в разведку и разработку новых месторождений», – поясняет ведущий отраслевой авторской программы «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов.
Дефицитный сценарий вынудит власти РК менять модель ценообразования в отрасли. Пока внутренние потребители платят за газ меньше, чем этот продукт стоит в действительности, поскольку национальная компания «КазТрансГаз» (КТГ) де-факто перекрестно субсидирует внутренний рынок за счет экспортной выручки. Однако рост внутреннего потребления при сокращающемся производстве в долгосрочной перспективе может привести к истощению экспортного канала.
Этот процесс уже запущен.
В 2021 году экспорт казахстанского газа в Китай снизится на 17,5% – с 7,3 до 6 млрд куб. м. Такие данные приводят в Минэнерго в ответ на запрос «Курсива». При этом в ведомстве допускают, что показатель может быть скорректирован «с учетом роста потребления газа на внутреннем рынке». А ведь контракт с Поднебесной предполагал увеличение поставок казахстанского газа в КНР с 5 до 10 млрд куб. м в период с 2019 по 2023 год. Всего в 2020 году республика экспортировала 10,7 млрд куб. м (из них в РФ – 3,1 млрд куб. м, в Кыргызстан – 0,3 млрд куб. м). С учетом ожидаемого снижения объемов в китайском направлении по итогам 2021-го страна отправит за рубеж еще меньше.
Закатать рукава
В Минэнерго в ответ на грядущий дефицит подготовили комплексный план развития газовой отрасли до 2030 года. Планируется увеличить производство газа с 30,5 млрд куб. м в 2020-м до 42,6 млрд куб. м в 2030 году и держать экспорт на уровне 6,1–6,5 млрд куб. м в среднем с 2020 по 2030 год (при условии роста добычи, однако экспортные индикаторы все равно ниже показателей предыдущих лет).
К 2030 году экспортные поставки могут сократиться и вовсе до 3 млрд куб. м.
Преобразование КТГ – один из элементов плана Минэнерго. Статус нацкомпании наделяет «КазТрансГаз» правом на прямые переговоры с государством на получение контракта на недропользование в обход аукционов. Если раньше деятельность КТГ ограничивалась транспортировкой и распределением газа, то теперь холдинг превратится в вертикально интегрированную структуру с добывающим сегментом.
Задача не из легких, так как с момента своего создания у КТГ практически не было такого опыта (производство газа было сопутствующей деятельностью бывшей материнской структуры КТГ, нацкомпании «КазМунайГаз», которая делала упор на нефтедобычу). Грядущее ожидаемое IPO КТГ поможет компании привлечь финансирование именно для производственной деятельности.
Источники роста
Комплексный план развития газовой отрасли предусматривает три источника роста ресурсной базы: действующие мегапроекты («Кашаган», «Карачаганак»), перспективные месторождения КМГ (Каламкас-море, Прорвинская группа месторождений, Урихтау); доразведка и разведка.
Основного прироста ожидают за счет первого пункта: планируется стимулировать недропользователей перерабатывать попутный газ. О планах в этом направлении объявил пока только оператор проекта «Кашаган». Консорциум NCOC будет отдавать сырой газ с месторождения на переработку на завод третьей стороны. В 2021-м к строительству ГПЗ для переработки 1 млрд куб. м сырого газа в год с Кашагана приступила компания ТОО «GPC Investment». Газовое направление Кашагана потребует строительства еще одного завода мощностью до 2 млрд куб. м в год.
Всего комплексный план Минэнерго предполагает доведение перерабатывающих мощностей на Кашагане до 9 млрд куб. м к 2030 году, что позволит увеличить производство товарного газа на месторождении до 8 млрд куб. м.
Также власти предлагают изучить экономическую целесообразность сокращения на месторождении Карачаганак добычи жидких углеводородов с 2025 года, чтобы получить на переработку дополнительные объемы газа (другими словами, закачивать в пласт меньше газа, необходимого для поддержания нефтедобычи).
Минэнерго хочет предложить также КМГ и его партнеру по месторождению Каламкас-море (находится на стадии разведки), российскому «Лукойлу», изучить возможность разработки «газовой шапки» на проекте (одно из технологических решений при разработке нефтегазовых месторождений).
Запуск новых проектов на действующих месторождениях КМГ потребует строительства новых перерабатывающих мощностей от 430 млн куб. м в год. Это позволит увеличить производство товарного газа к 2030-му на 4 млрд куб. м.
Вместе с Кашаганом (предполагаемые 8 млрд куб. м) это обеспечит Казахстану около 11 млрд куб. м товарного газа к началу следующего десятилетия. В этом случае производство газа увеличится с текущих 34,8 млрд куб. м до 45,8 млрд куб. м при потреблении к концу периода на уровне 40,2 млрд куб. м.
Сложнее с разведкой и доразведкой. Это направление в газовой отрасли практически не развивалось последние 30 лет: в Минэнерго признают, что за годы независимости в Казахстане не было обнаружено новых крупных месторождений с высоким потенциалом добычи газа. Предполагается, что КТГ будет исследовать малоизученные территории осадочных бассейнов совместно с национальной геологоразведочной «Казгеологией» и займется разведкой перпективных участков с международными компаниями. К проектам доразведки Минэнерго, разработчик комплексного плана, относит трансграничное месторождение Имашевское (совместные проекты РК и РФ).
Все упирается в цены
Государство рассчитывает развивать газовые проекты за счет сторонних инвестиций. Предыдущие годы сдерживающими факторами для реализации новых проектов добычи и переработки газа были низкая закупочная цена на газ в условиях высоких капитальных затрат. Поэтому Минэнерго предлагает повысить цены на природный газ на внутреннем рынке и предоставить недропользователям налоговые преференции.
Для достижения к 2025 году безубыточного уровня реализации товарного газа на внутренний рынок в период с 2022 по 2025 год предлагается ежегодно повышать предельные оптовые цены на товарный газ не менее чем на 30%. Дополнительно предлагается внедрить принцип справедливости при реализации газа, чтобы уязвимые слои населения платили меньше, а крупные коммерческие потребители и производители электроэнергии для предприятий цифрового майнинга – больше (по рыночным ценам).
В 2021 году оптовые цены на реализацию природного газа в Нур-Султане (регион с относительно высокими ценами на газ по казахстанским меркам) установлены на уровне $60 за 1 тыс. куб. м без НДС. По оценке Байдильдинова, оптовые цены на природный газ в РК должны вырасти как минимум в два раза. На данный момент, отмечает он, цены на внутреннем рынке, по которым КТГ продает газ на рынке, убыточны уже больше пяти лет, поскольку около 80% добываемого газа принадлежит иностранным консорциумам «Тенгизшевройл» и «Карачаганак Петролеум Оперейтинг», которые освобождены от обязательств поставлять газ на внутренний рынок. Эта схема выглядит так: КТГ, как национальный оператор, покупает газ у консорциумов по высоким ценам (в том числе и из-за валютной разницы) и продает на внутреннем рынке по ценам ниже себестоимости.
«Убыток КТГ от этих операций за пять-шесть лет превысил $1 млрд. Газовый оператор находится в непростом состоянии. Тарифы на газ на рынке РК сейчас одни из самых низких в мире: оптовые цены составляют в среднем $50–60 в зависимости от региона», – добавил Байдильдинов в комментарии «Курсиву».
Проси больше
Помимо повышения оптовых цен, Минэнерго предлагает правительству рассмотреть фискальные льготы для газовой отрасли. Предполагается освободить отрасль от налога на прибыль и НДС, земельного налога и налога на имущество, ввозных таможенных пошлин и НДС на импортируемое оборудование. Однако в документе не уточняется, для какого вида газовой деятельности рассчитаны такие преференции. Зато в отношении новых проектов по добыче газа ведомство оказалось более точным. Для них Минэнерго хочет добиться освобождения от НДПИ и от обязательств по поставкам продукции на внутренний рынок по регулируемым ценам, включая СУГ и конденсат.
Все описанные преференции необходимы только на срок окупаемости проектов, уточняется в документе. После возврата инвестиций налоговые и другие обязательства будут выполняться в полном объеме согласно действующему законодательству. По мнению экономиста, экс-советника главы Национального банка РК Айдархана Кусаинова, для эффективной работы отрасли необходимо в первую очередь отказаться от ценового регулирования на газ (документ предполагает повышение цен, но сохраняет регулирование). Рыночные цены автоматически исключат необходимость в фискальных льготах.
«Неправильно давать преференции бизнесу, чтобы он по сниженной, регулируемой, цене продавал газ. Субсидировать цены нужно на стороне покупателя. Если оставить обязательства поставлять на внутренний рынок по минимальным ценам, то никакие налоговые льготы не будут стимулировать бизнес производить газ. В целом предлагается слишком большой пакет преференций, вряд ли большинство из них (предлагаемых льгот. – «Курсив») одобрят. Возможно, КТГ идет по пути «проси больше – получишь меньше», – заключил экономист.