Забастовку могут устроить в Уральске работники водного монополиста

Опубликовано (обновлено )
Их не устраивает задержка зарплат

В Уральске работники ТОО «Батыс су арнасы» — предприятия по подаче и отводу воды населению — в течение полугода получают заработную плату с задержками. Предприятие находится на грани разорения и накопило долги перед работниками и поставщиками на общую сумму 900 миллионов тенге. Ситуацию усугубляет мораторий на повышение тарифа по комуслугам.

18 января в административном здании ТОО «Батыс су арнасы» собралось около ста машинистов насосных станций, которые высказали свое возмущение постоянными задержками заработных плат. По их словам, в течение полугода они получают свои деньги с опозданием в две недели. На собрании были не все работники монополиста, всего их 849 человек.

«Мы не получаем зарплату в срок, согласно трудовому договору. Нам приходится писать заявление на имя директора, свои же законные деньги выпрашивать, обосновывать, почему они нам нужны – кредит, похороны, болезнь. Несмотря на поручение правительства, банки продолжают начислять нам пени на просроченные платежи по кредитам. У нас непростая работа, целыми днями мы дышим нечистотами, рискуем здоровьем, а в итоге такое отношение к нам», — заявил один из сотрудников предприятия Амангельды Алиев.

По словам Алиева, помимо задержки заработной платы, с сентября прошлого года сотрудникам компании не оплачиваются пенсионные взносы и не делаются отчисления в Фонд социального медицинского страхования – несколько сотрудников обращались в больницу, но в медпомощи им отказали из-за отсутствия страховки. Они считают, что задержка заработной платы началась с приходом нового директора.

«Рабочие у нас в среднем зарабатывают 70-90 тысяч тенге. На эти деньги и так непросто выжить (средняя зарплата по региону, по данным Комстата, – 206 тыс. тенге). Руководство объясняет это сложным положением на предприятии, но при любом положении зарплата должна быть приоритетом. Что нам остается делать, если нас не слышать? Все толкает нас к тому, чтобы мы вышли на забастовку, закрыли шандоры, и тогда город «встанет», — сказал работник предприятия Толеген Мусагалиев.

В ответ на заявление о забастовке руководство предприятия заявило, что прежде рабочие должны исчерпать все законные способы добиться своего, в противном случае «забастовка будет расцениваться как терроризм».

Директор ТОО «Батыс су арнасы» Ануар Аркенов сообщил, что кризис длится не первый год, однако прежнее руководство монополиста предпочитало выдавать зарплату вовремя, но в ущерб оплате за услуги поставщиков.

В результате накопились огромные долги, многие поставщики подали в суд, и теперь по исполнительным листам деньги списываются с расчетных счетов АО «Батыс су арнасы» автоматически. Это не позволяет им собрать деньги на выплату зарплат рабочим.

«Денег нет просто физически. Все, что нам поступает в кассы от населения, все стараемся раздавать на зарплаты, поэтому задержки происходят регулярно. В этом месяце нам осталось выплатить 39 млн тенге, то есть половину долгов перед своими сотрудниками мы закрыли. Я понимаю положение рабочих, но денег реально нет», — отметил Аркенов.

По словам главы ТОО, на сегодняшний день монополист имеет долг в 900 млн тенге и находится на грани разорения.

«Мы должны 420 млн тенге в виде налогов – НДС, корпоративный налог, налог на природопользование, за рабочих. За электроэнергию у нас задолженность 150 млн тенге, есть текущие долги перед поставщиками ГСМ и запчастей для техники. Хорошего мало, еще пару месяцев в таком темпе — и встанет вопрос о банкротстве», — заявил Ануар Аркенов.

С начала 2022 года в ЗКО планировали объединить городской водоканал с сельскими. По мнению Аркенова, это позволило бы ввести в области новый тариф и улучшить экономическое положение монополиста.

«Теперь, со введением моратория, мы не уверены, что будет выгода от реорганизации и объединения городского водоканала с сельским. Я считаю, что нельзя грести под одну гребенку всех и запрещать всем повышать тарифы, по каждому монополисту нужно смотреть отдельно. В Уральске вода в два раза дешевле, чем везде по стране, с 2016 года не было реального повышения тарифов. А меж тем за эти 5-6 лет выросли цены на все – на ГСМ, металлопрокат, стоимость наших услуг выросла», — подчеркнул спикер.

Аркенов отмечает: на предприятии давно не сходится дебет с кредитом. Ежемесячно они собирают с населения и организаций 140-150 млн тенге. Из этих средств только на заработные платы рабочим уходит 75-80 млн тенге, 30 млн тенге расходуется на налоги, 35-40 млн – на покупку электроэнергии.

«Нам бывает нечем покрыть текущие расходы, уже не говоря о том, чтобы строить новые водопроводы по инвестпрограме. А водные и канализационные сети нужно регулярно обновлять», — подчеркнул Ануар Аркенов.

По словам замруководителя управления энергетики и ЖКХ по ЗКО Миржана Нуртазиева, сейчас рассматриваются несколько способов разрешения проблемы, однако разобраться со всем моментально не получится.

«У «Батыс су арнасы» был в свое время компенсирующий тариф из-за того, что они не исполнили инвестиционную программу, а предприятие влезло в долги. Сейчас действует мораторий на повышение цен на комуслуги, а повысить тариф без влияния на населения нереально. Вливать деньги из бюджета можно, но просто так эти деньги не дадут, нужны конкретные обоснования», — подчеркнул Нуртазиев.

Уральский водоканал – проблемное предприятие. По словам Ануара Аркенова, с 1991 по 2015 год в городские сети деньги не вкладывались вообще. В 2017 году «Батыс су арнасы» неудачно передали в частные руки фирме из Шымкента. Управляющая компания вогнала предприятие в многомиллиардный бюджетный кредит, а столкнувшись с проблемами в виде буквально рассыпающихся на глазах сетей, сама вышла из состава управляющих.

Каждое лето горожане сталкиваются с отсутствием воды. В 2019 и 2020 году треть города была отключена от воды, другая часть – получала ее по часам, поскольку из строя вышел один из крупных коллекторов. Позже выяснилось, что при его строительстве украли не менее 2 млрд тенге. В прошлом же году ситуация с нехваткой воды повторилась, но теперь из-за обмеления реки Урал, и коммунальщикам попросту было неоткуда было брать воду.

Читайте также