Каким будет новый Казахстан после трагических дней января

Опубликовано
Пока наблюдатели фиксируют укрепление силовиков, "полевевшую" социально-экономическую политику и ожидания политических реформ

В ответ на январские события власти страны предложили пакет срочных мер, а также пообещали презентовать политические реформы в сентябре текущего года. Комплекс свежих заверений был артикулирован в выступлении президента РК Касым-Жомарта Токаева 11 января, которое глава государства завершил словами: «Вместе мы построим новый Казахстан». 

Спустя пару дней стартовала пропагандистская кампания, где словосочетание «новый Казахстан» стало центральной идеологемой. Эфиры государственных телеканалов заполонили передачи, где провластные эксперты рассуждали о контурах нового Казахстана, а телерадиокомплекс президента РК выпустил документальный фильм с красноречивым названием «Новый Казахстан. Как это будет». 

Идеологема «новый Казахстан» неожиданно отсылает к оппозиционному бренду – движению «Форум «Жана Казахстан»», созданному в 2018 году. В числе его инициаторов значился оппозиционер Амиржан Косанов, который на президентских выборах-2019 поспешно признал свое поражение, не дождавшись официальных результатов. 

Старые песни о главном 

Несмотря на официальную трактовку событий, что протест был радикализирован под влиянием бандитствующих элементов и террористов, включая международных, 11 января Токаев выступил с обращением, где признал социально-экономическую природу митингов. На первое место он поставил проблему неравенства, которая возникла из-за неэффективного распределения национального дохода среди разных категорий граждан: «Ключевыми выгодоприобретателями экономического роста стали финансово-олигархические группы». 

Президент заявил, что сложившаяся система господдержки действует по принципу «друзья получают все, остальным – по закону». И привел в качестве примера Банк развития Казахстана, который, по его мнению, превратился в личный банк для избранного круга лиц из финансово-промышленных и строительных групп. 

В области государственных и квазигосударственных закупок широко распространялись картельные сговоры, отметил глава государства. И посетовал на то, что его прошлогоднее поручение по регулированию картельного сговора в фармацевтическом бизнесе было саботировано. Также он коснулся проблемы непрозрачности на рынке производства и распределения ГСМ. Порция критики прозвучала и в адрес ФНБ «Самрук-Казына». Закупки фонда, несмотря на новый закон о регулируемых закупках, остаются непрозрачными. 

В уменьшении государственного участия он видит источник экономического развития. Но приватизация, по его оценке, проводится не совсем системно и прозрачно. 

Глава государства поручил правительству снизить бюрократическое давление на бизнес, перестроить работу БРК и в целом систему гос­поддержки. Также он предложил рассмотреть возможность при­остановки моратория на проверку участников госзакупок, если есть подозрения в картельных сговорах. В сфере ГСМ он ожидает от правительства комплексных предложений по реформированию отрасли. В отношении ФНБ «Самрук-Казына» было поручено правительству и Агентству по стратегическому планированию и реформам (АСПР) разработать предложения по основательной реформе квазигоссектора.

«Если нет возможности реформировать фонд, тогда его не должно быть в нашей экономике», – сказал Токаев. 

Президент предложил правительству проработать вопрос дополнительных поступлений в бюджет от предприятий горнорудного сектора, доходы которых, по его словам, выросли на фоне высоких цен на сырье. Токаев также настроен изымать часть маржи у производителей бензина и различных посредников через акцизный механизм. Еще одним источником пополнения бюджета может стать таможня. Президент призвал навести порядок в первую очередь на казахстанско-китайской границе, где творится «самый настоящий бардак». 

Индустриализация, диверсификация, импортозамещение импорта, стабильность курса тенге, низкая инфляция, продовольственная безопасность – элементы той экономической политики, которая провозглашалась первым президентом Назарбаевым с начала 2000-х и которая реализовывалась предыдущими правительствами с переменным успехом. В спиче Токаева, в котором он призвал всех построить новый Казахстан, эти элементы экономической политики были отмечены как важнейшие, по которым еще предстоит большая работа. 

Большинство болевых точек, которые обозначил Токаев в последнем выступлении, звучало не раз из уст как первого, так и второго президента. Из революционного, чего не было в предыдущих программных выступлениях (главным образом, в президентском послании) как Токаева, так и Назарбаева, следует выделить негативное влияние финансово-олигархических групп на экономику страны. Ранее оба президента избегали этой темы. 

Все для народа

Преобладающая часть социального блока также не является революционной. Уменьшение межрегиональной диспропорции, необходимость продвижения на госслужбе на принципах меритократии, борьба с тотальной бюрократией, закон о банкротстве физлиц, повышение качества образования и даже открытие в стране филиалов зарубежных вузов – темы, которые звучали прежде. 

Власти подтвердили приверженность к концепции welfare state, пообещав продолжить наращивать госрасходы на социалку.

«Более 50% расходов республиканского бюджета – расходы социального характера, но этого недостаточно», – отметил президент. 

Почти новинкой можно назвать президентское поручение создать фонд «Қазақстан халқына» (в пандемию Назарбаев инициировал создание фонда Birgemiz), который должен заниматься проблемами здравоохранения, образования и социальной поддержки. Источниками финансирования должны выступить международные благотворительные организации, операторы лотерейной деятельности и крупный бизнес.

Токаев рассчитывает, что в фонд будут вносить деньги прибыльные компании и бизнесмены, которые разбогатели благодаря первому президенту. Инициатива крайне популярна у обывателей. Уже создан попечительский совет фонда, в состав которого вошли общественники, а возглавил его бывший министр финансов Болат Жамишев. Несколько компаний уже перечислили деньги: «Степногорский горно-химический комбинат» (350 млн тенге), благотворительный фонд «Халык» (2 млрд тенге), Kaspi Bank (10 млрд тенге). 

Политика на десерт 

Ничего существенного не было сказано о политических реформах, которые должны обновить страну. Более того, по объему этот блок оказался скромным. Токаев перечислил проделанную за время его президентства работу: новый закон о митингах, снижение регистрационного барьера для создания партий (до 20 тыс. человек) и порога прохождения в парламент (до 5%), 30% квоты для женщин и молодежи в партийных списках, введение понятия парламентской оппозиции и графа «против всех» в избирательных бюллетенях. 

Глава государства, признав необходимость нового формата общественного договора, пообещал предоставить пакет политических реформ в очередном послании народу Казахстана, запланированном в сентябре текущего года. Тем самым он показал себя сторонником назарбаевской формулы «Сначала экономика, потом политика». 

В своем спиче Токаев также коснулся нескольких вопросов, которые могут стать поводом для новых протестов. Он обратил внимание на компанию «Оператор РОП», которая прямо не связана с младшей дочерью Назарбаева Алией Назарбаевой, но в сети полно материалов о возможной аффилированности с ней. Было поручено прекратить практику, когда утильсбор собирает частная компания, а также пересмотреть ставку (активы компании «Оператор РОП» переданы в госсобственность 19 января).

Также был затронут вопрос строительства LRT в столице, который, по его словам, раздражает общественность и отдает запахом коррупции. Президент предложил общественности помочь проекту, который был провален государством, чтобы архитекторы и урбанисты придумали варианты использования торчащих опорных конструкций в столице. 

Новая эпоха в старых мехах 

Во время кризиса и после стабилизации ситуации произошло много событий, которые начали очерчивать контуры нового Казахстана. Важнейшее из них – видеообращение Нурсултана Назарбаева, который исчез из публичного поля с начала политического кризиса. Оно было опубликовано 18 января на YouTube-канале его пресс-службы. Хотя обычно важнейшие обращения Елбасы в первую очередь транслировали гостелеканалы. 

Елбасы призвал поддержать Токаева, заверив, что в стране нет конфликта элит, а себя назвал пенсионером на заслуженном отдыхе. Это видеообращение, как утверждают эксперты, ознаменовало конец назарбаевской эпохи. 

С политической сцены сошел Карим Масимов, один из ближайших соратников Назарбаева, а до политического кризиса – влиятельный силовик, глава КНБ. Он был смещен со своего поста 6 января и арестован по подозрению в государственной измене; спустя пару дней обвинение пополнилось попыткой насильственного захвата власти и превышением должностных обязанностей. Племянник Назарбаева Самат Абишев, который занимал пост первого заместителя главы КНБ, был уволен распоряжением президента 17 января.

Токаев не ограничился кадровыми перестановками. В своем выступлении он наметил лекала будущих реформ: повышение боеготовности силовых структур, оснащение эффективными средствами защиты и нападения, увеличение численности Нацгвардии и спецназа МВД, увеличение зарплаты спецподразделений всех силовых органов. Также планируется повысить правовую защищенность полицейских и ужесточить ответственность за нападения на представителей власти и неподчинение законным требованиям.

Покинули свои посты и другие родственники Назарбаева. Трое зятей Назарбаева лишились своих постов. 17 января Тимур Кулибаев объявил, что покидает пост главы Нацпалаты «Атамекен». За два дня до этого Димаш Досанов уволился по собственному желанию с должности председателя правления «КазТранс­Ойл». А Кайрат Шарипбаев, которого называют гражданским мужем Дариги Назарбаевой, покинул должность предправления нацкомпании QazaqGaz. Также лишился должности главы АСПР Кайрат Келимбетов, который считается соратником первого президента. 

Строить новый Казахстан будет новое правительство, которое после отставки на фоне массовых митингов обновилось на треть, а возглавил его Алихан Смаилов, который в 2003 году был заместителем тогдашнего министра иностранных дел Токаева.     

Свои контуры нового Казахстана пытается обозначить общественность. Экономист Рахим Ошакбаев инициировал движение «Жана Казахстан», представляющее собой онлайн-платформу. Она должна объединить профессионалов из разных областей для выработки пакета реформ. 

На фоне массовых задержаний и арестов (более тысячи арестованных, судами рассмотрено более 8,3 тыс. административных дел) в социальных сетях и независимых СМИ начали появляться материалы об избиениях и пытках задержанных. 13 января в Facebook появилась страница Qantar-22 – объединение волонтеров, которые помогают найти пропавших и собрать список пострадавших (задержанных, раненых и убитых). 

На следующий день 12 правозащитных организаций заявили о создании альянса, который планирует проанализировать ход протестов и действий правоохранительных органов. Также альянс планирует следить за тем, чтобы соблюдались фундаментальные права подследственных. 

Новый Казахстан, говоря иначе, строят с укреплением силовиками, полевевшей социально-экономической политикой и в ожидании политических реформ. Общим фоном к этому стала трагедия людей и создание сообщества Qantar-22, которое вполне может перерасти в что-то похожее на «Желтоксан».

Читайте также