Новости

Оппозиция вместо радикалов

Есть ли шанс у умеренных политиков вписаться в новую системную конфигурацию

Директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис считает, что одним из главных сигналов того, что власти Казахстана сделали выводы из случившегося, станет появление институционализированной умеренной оппозиции. 

– Перспективы общественно-политической жизни зависят от того, какие уроки из этих событий власти извлекут. Часть уроков власти извлекли, правда, они больше связаны не с общественно-политической сферой, а социально-экономической. Многое было обещано 11 января президентом РК, и большая часть вполне рационально обоснована. Например, обещано государственно-олигархический капитализм перестроить в нормальную рыночную экономику, создать конкурентную среду для бизнеса, скажем так, «раскулачить» крупные компании, принадлежащие олигархическим элитным группам. Также было обещано укрепить госаппарат, который должен будет формироваться на принципах меритократии. Большой блок обещаний в социальной сфере: сокращение экономического неравенства и повышение качества образования. 

Все это абсолютно резонно, и по большей части эти предложения можно только поддержать. Но тут ключевой вопрос в другом: достаточно у президента ресурсов и сил для достижения этих целей? Не следует забывать, что озвученные президентом проблемы являются укорененными и заскорузлыми уже давно. А главное – они являются частью системы, которая создавалась за эти 30 лет. Поэтому нельзя их решить без серьезных политических реформ? 

Другими словами, если уроки властями выучены, то будут глубинные системные политические реформы, презентация которых, как мы услышали 11 января, отложена на сентябрь. К этому, честно говоря, я отношусь с некоторым скептицизмом, поскольку если есть намерения на серьезные политические реформы, то во всяком случае их контуры было бы лучше обозначить сейчас. А уже непосредственные меры можно было бы предложить в сентябре. 

Я прекрасно понимаю, что сейчас главная задача властей – установить порядок, восстановить разрушенное, произвести кадровые изменения, решить срочные экономические проблемы. В этом смысле политический блок уходит на потом. Тем не менее контуры общественно-политических реформ, которые видит президент, было бы лучше обозначить сейчас. 

Современный мир стоит на трех опорах. Первая – рыночная экономика с некими социальными гарантиями. Как раз об этом говорил президент, что нужно создать нормальную рыночную экономику и восстановить социальную справедливость. 

Но дело в том, что для устойчивого развития государства необходима вторая составляющая, и это верховенство права. Законы должны работать, не игнорироваться принцип равенства всех перед законом, а отдельные персоны не должны чувствовать свою безнаказанность. Должны существовать сильные независимые институты, которые это верховенство права обеспечивают: независимые правоохранительные органы и беспристрастное правосудие. 

Но их нельзя создать, как показывает современный мир, без демократической политической системы или системы управления с политическим плюрализмом и сильным гражданским обществом. Эти элементы как раз снижают вероятность появления острых конфликтов и являются третьей опорой. 

У властей должно быть понимание, что прочность одной опоры невозможна без функционирования остальных двух. В таком случае должны обеспечиваться фундаментальные политические права, среди которых свободное создание политических партий, право на мирные собрания, независимые СМИ. Только тогда у нас будет возможность избежать того, с чем мы сейчас столкнулись. Ведь в этих протестах не было ни имеющих влияние политических партий, в том числе оппозиционных, ни лидеров, которые могли бы как-то с людьми разговаривать. И все это результат многолетней зачистки оппозиции; на ее месте образовался вакуум, который впоследствии заполнили радикалы, поскольку нет золотой середины. Когда у тебя есть умеренная оппозиция, крайний радикализм уходит на периферию. И там уже с ним разбираются силовые структуры, если он преступает закон. 

Поэтому если уроки выучены, а у властей есть ясное понимание принципов развития успешных государств, тогда общественно-политическая жизнь должна встать на названные рельсы и начать потихоньку развиваться. Это не вопрос одного дня, недели, месяца. Вопрос достаточно сложный, поэтому-то я и говорю, что мне было бы интересно знать, какие контуры вот этой общественно-политической жизни и общественно-политического развития президент видит, еще до того, как он в сентябре что-то озвучит. Но пока мы ничего не услышали.