Две из восьми портфельных компаний ФНБ «Самрук-Казына», IPO которых планировалось на 2021–2025 годы, предложат свои акции инвесторам в 2022 году. Казахстанские брокеры ожидают, что предложение составит не менее 20% от всего пакета акций, предлагаемых рынку нацкомпаний, с учетом того, что размещение будет происходить в том числе и на международных площадках, а в приоритете все же будут локальные розничные инвесторы.
Продать его сюда!
Приватизация – одна из главных задач, которые ставит руководство страны перед фондом в последнее десятилетие. После январских событий, несмотря на ужесточение риторики в отношении ФНБ, мнение Акорды на этот счет не изменилось. Пока президент Токаев в двух январских выступлениях (11 января перед парламентом и 21 января перед представителями крупного бизнеса) критиковал фонд за неэффективность, его пресс-секретарь Берик Уали в Facebook написал:
«По мнению главы государства, необходимо снизить избыточное присутствие государства в экономике, активизировать с этой целью приватизацию активов фонда «Самрук-Казына». При этом важно добиться прозрачности приватизации, без чего невозможно структурное преобразование экономики. Президент ожидает конкретных предложений и действий от правительства и государственной комиссии по вопросам приватизации».
Спустя четыре дня деталями поделился премьер-министр Алихан Смаилов:
«В этом и следующем годах планируется выход на IPO таких компаний, как «КазМунайГаз», «Эйр Астана» и QazaqGaz. В целом по группе компаний фонда «Самрук-Казына» в этот период планируется вывести на приватизацию около 40 предприятий. Их список будет размещен в открытом доступе в ближайшее время».
IPO народное и не очень
Публичное размещение бумаг казахстанских национальных компаний – история, которой больше 10 лет. Первый план приватизации – Программа вывода пакетов акций дочерних и зависимых организаций ФНБ на рынок ценных бумаг («Народное IPO») – был принят осенью 2011 года. В документе назывались 10 нацкомпаний, в том числе три компании в I и II эшелонах (с размещением до 2015 года) – «КазТрансОйл», KEGOC, «Самрук-Энерго». Программа еще в начальной стадии сбилась с графика: из списка-10 на биржу удалось вывести лишь «КазТрансОйл» и KEGOC.
По плану приватизации на 2016–2020 годы на IPO должны были выйти семь компаний (КТЖ, КМГ, «Казатомпром», «Самрук-Энерго», «Тау-Кен Самрук», «Казпочта», «Эйр Астана»), но вывести удалось лишь «Казатомпром». Объяснения в обоих случаях давались стандартные: неблагоприятные внешние условия (кризис 2015-2016-х, а затем и 2020 года), неготовность менеджмента компаний. Кроме того, в фонде несколько раз меняли стратегии приватизации – одни и те же компании то готовились к IPO, то подыскивали им стратегического инвестора.
Обновленный план приватизации на 2021–2025 годы предполагал IPO семи компаний (вместо «Казатомпрома» в списке появился «КазТрансГаз» – нынешний QazaqGaz). Но карты смешали январские события и критика президента.
В минувший понедельник, 24 января, руководство ФНБ разослало экспертам список мер по реформированию фонда, среди которых указывались сроки IPO или SPO отдельных компаний. В списке было пять компаний, однако этот список не совпадает с тем, что публиковался ранее. В текущем году на фондовом рынке планируется разместить бумаги КМГ вместе с 82 ДЗО и «Эйр Астана» (2 ДЗО). В 2023 году планируется первичное размещение QazaqGaz (9 ДЗО), а также вторичное размещение KEGOC (3 ДЗО). Еще одна компания, которую планируется вывести на IPO, но уже в горизонте 2023–2024 годов, – «Самрук-Энерго» (20 ДЗО).
В комментарии фонда Казахстанской ассоциации миноритарных инвесторов (QAMS) отмечалось, что для IPO рассматриваются как международные, так и местные рынки капитала «в условиях участия институциональных квалифицированных инвесторов (в том числе глобальных) при должном объеме ценных бумаг в свободном обращении и уровне их ликвидности».
Мало избранных
«Курсив» предложил ведущим казахстанским брокерам изложить свое видение оптимальных условий IPO нацкомпаний. Под оптимальными условиями понимаются условия, при которых будут в равной степени удовлетворены интересы эмитентов, маркетмейкеров, казахстанских управляющих компаний и локальных розничных инвесторов.
Основным критерием для принятия решения об участии тех или иных компаний в IPO эксперты называют устойчивую прибыльность.
«К таким компаниям можно отнести КМГ, QazaqGaz, «Тау-Кен Самрук», «Самрук-Энерго» и «Эйр Астана» по мере восстановления авиационной отрасли, – перечисляет директор департамента аналитики Halyk Global Markets (HGM) Наина Романова. – Компании, которые являются убыточными, или демонстрируют излишнюю волатильность финансовых показателей, или имеют слабый менеджмент, корпоративное управление, вероятно, больше нуждаются в стратеге, который с помощью своей экспертизы, опыта и ресурсов может внести коррективы в деятельность компаний и вывести их на траекторию роста и прибыльности».
В числе таких портфельных компаний ФНБ эксперт называет КТЖ, «Казпочту» и Qazaq Air – второго по счету авиаперевозчика в портфеле фонда.
Аналитик «Фридом Финанс» Данияр Оразбаев считает, что в условиях развивающегося фондового рынка важным критерием становится готовность компаний выплачивать дивиденды.
«В большинстве случаев подобные крупные дивидендные публичные компании более успешно котируются на нашем рынке, – говорит он. – Судя по финансовым результатам за последние несколько лет, вероятнее всего, на IPO не стоит выводить Qazaq Air (высокий уровень убыточности), «Казпочту» и «Самрук-Энерго» (низкий уровень прибыльности). Учитывая большие размеры последних двух компаний, более правильным подходом будет их реорганизация и оптимизация перед IPO. Также такого подхода можно ожидать и от «Тау-Кен Самрук», чья большая часть доли прибыли формируется благодаря 29,82% доли в ТОО «Казцинк», которое можно было бы, например, продать на IPO отдельно и заняться оптимизацией деятельности самой нацкомпании».
Опрошенные эксперты соглашаются в том, что оптимальным сроком проведения IPO КМГ следует считать второе полугодие 2022 года, пока сохраняются благоприятные цены на нефть. Председатель правления Jusan Invest Нурдаулет Айдосов напоминает о пяти других факторах, от которых зависит успех размещения КМГ: политика трансформации «Самрук-Казыны» и «дочек», макроэкономическая и политическая обстановка в РК, геополитическая обстановка в регионе (напряженность между США и НАТО с одной стороны и РФ – с другой с каждым годом все сильнее влияет на экономику РК), рыночная конъюнктура на глобальных рынках и готовность инвесторов рассматривать приобретение в тенге в свете возможных девальвационных ожиданий из-за роста инфляции и ситуации с российским рублем.
С «Эйр Астаной» определенности меньше.
«IPO акций авиакомпаний, по нашему мнению, следует отложить до появления признаков устойчивого восстановления авиационной отрасли и нормализации эпидемиологической ситуации в Казахстане и в мире», – считает Наина Романова.
Главный аналитик HGM считает, что авиакомпанию следует выводить на рынок последней из списка, пропустив вперед Qazaqgaz и «Тау-Кен Самрук». Данияр Оразбаев также считает, что «Эйр Астана» «в некоторой степени страдает из-за повышения цен на топливо и различных карантинных ограничений».
Доли и площадки
«Отдельная тема – структура предложения в рамках IPO. Объем сделки и доля free-float – эти параметры будут сильно влиять на ликвидность акций и активность вторичного рынка после IPO», – объясняет Ренат Сыздыков, директор департамента инвестиционного банкинга «Фридом Финанс». При капитализации в $200–300 млн ключевой аудиторией компании станут локальные инвесторы, поэтому стоит предлагать около 40% акций, или $80–120 млн.
«Если компания оценивается в $1 млрд и больше, тогда имеет смысл делать IPO с двойным листингом (на Казахстанской (KASE) либо Астанинской (AIX) и Лондонской (LSE) фондовой биржах) и предлагать инвесторам такую долю в капитале, чтобы объем сделки был не менее $400–500 млн, – размышляет Сыздыков. – Акции национальных крупных компаний в рамках любого IPO надо максимально предлагать и продавать без каких-либо ограничений на покупку в одни руки казахстанским инвесторам. У них должно быть первое право отказаться от покупки, и удовлетворяться должны в первую очередь заявки физических лиц. И только потом свободный объем можно распределять среди иностранных инвесторов».
По мнению Нурдаулета Айдосова, образцовым для следующих IPO нацкомпаний может стать кейс «Казатомпрома» (25% акций размещено на двух площадках – LSE и AIX), но «с перевесом на сторону физических лиц».
«Сейчас, как глобально, так и локально, у нас есть существенный тренд по росту количества розничных клиентов, которые все вместе составляют неплохую конкуренцию и крупным институциональным инвесторам», – говорит он.
Наина Романова из HGM считает, что инвесторам необходимо предложить не менее 10% акций, однако рекомендуемый объем к продаже – не менее 20%, учитывая двойной листинг на одной их казахстанских площадок и на LSE, а вводить ограничения по типу инвесторов эксперт не считает целесообразным.
Начать за здравие
Динара Инкарбекова, управляющий партнер международной инвестиционной компании Sigma Capital
Сейчас активно обсуждается вопрос приватизации таких компаний, как «КазМунайГаз», «Эйр Астана», «Самрук-Энерго» и KEGOC. Государству важно начать новейшую историю череды «народных IPO» с яркого кейса, success story, чтобы задать хороший тон для следующих размещений.
Приватизация КМГ могла бы быть этим успешным кейсом, но в силу государственного регулирования и высокой волатильности цены на нефть не думаю, что следует начинать с ресурсных отраслей.
Приватизация «Эйр Астаны» в первый постпандемийный год может вылиться в продажу хорошего актива с большим дисконтом. Выручка авиакомпаний значительно упала из-за пандемии, сегодня вся глобальная авиация страдает из-за неопределенности будущих ограничений.
Из всех текущих национализированных компаний наиболее логичным является вариант с приватизацией «Казахтелекома». Это одна из немногих нацкомпаний, которая активно и регулярно вкладывала в развитие и обновление инфраструктуры (22% от выручки в 2021 году, например). У компании стабильно растущая выручка, обеспеченная миллионами клиентов. При капитализации всего $880 млн выручка составляет $1,3 млрд, то есть компания, по предварительным оценкам, может стоить от $1,6–2,4 млрд. У ФНБ уже был хороший кейс с «Казатомпромом», сейчас есть возможность создания еще одного удачного кейса через вывод на IPO. В данном случае работает принцип «начать с самого беспроблемного варианта».