Что показало обследование IT-ландшафта госструктур в Казахстане

Опубликовано
Шеф-редактор газеты
Министр МЦРИАП Багдат Мусин, зампредправления АО «НИХ «Зерде» Йонас Станкевичус и глава АО «НИТ» Ростислав Коняшкин представили результаты

Большое обследование электронного правительства и информационных систем госорганов завершено, его результаты презентовали и ждут обратной связи от IT-рынка. 

«Если до этого говорили, что около 400 информационных систем есть в стране, то на сегодня по итогам обследования мы выявили, что их 572. И 100 с лишним из них формировались в лоне подведомственных организаций. Еще, думаю, около 100 – которые скрыли, которые нам не показали. Технологии различны – от Pascal и Delphi до Java и Python».

министр МЦРИАП @ Багдат Мусин

Эту работу по заказу минцифры перед переходом на платформенную модель цифровизации электронного правительства сделали Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» и компания «Национальные информационные технологии».  

И тебя посчитают  

При обследовании систем электронного правительства 26 центральных государственных органов, 17 местных исполнительных органов (до пятого, сельского, уровня) и 22 субъектов госсектора было выявлено 572 объекта информатизации электронного правительства (информационные системы. – «Курсив»), начал презентацию зампредседателя правления АО «НИХ «Зерде» Йонас Станкевичус

Из этих 572 только 226 обеспечивают автоматизацию непосредственно бизнес-процессов госоргана.

«Доля объектов информатизации, где имеется дуб­лирование справочных данных или функционала, – 75%».

Йонас Станкевичус

178 информационных систем подлежат списанию: 107 – в центральных государственных органах, 71 – в местных исполнительных органах.  

Недостатки действующих информационных систем электронного правительства, которые выделил в презентации Станкевичус: не все группы процессов государственных органов автоматизированы, наличие разрозненных систем с дублирующим функционалом, дублирование справочников, формирование большого количества бумажных документов, наличие информационных систем, не введенных в промышленную эксплуатацию и не прошедших испытания на соответствие требованиям информационной безопасности, а также наличие информационных систем, требующих вывода из эксплуатации, и большие затраты на инфраструктуру, оборудование и его сопровождение. 

База проблем  

Председатель правления АО «НИТ» Ростислав Коняшкин одной из основных проблем IT-ландшафта госструктур назвал присутствие вендорских решений, из-за которых не получается оперативно как запускать новые сервисы, так и устранять сбои. Он отметил, что это утверждение в большей степени относится к системам центров обслуживания населения и е-лицензирования.  

Также представитель НИТ констатировал, что большая часть IT-архитектуры реализована по принципу монолита. Это негативно влияет на time2market и не позволяет масштабировать сервисы, что называется, в моменте.

«Простои портала электронного правительства в первую очередь зависят от технических работ, которые нами же и проводятся. Есть, конечно же, сбои непредвиденные, бывают периодически ошибки. Но большая часть времени, когда сервисы недоступны, – это время наших обновлений».

Ростислав Коняшкин

Багдат Мусин позже добавит, что новые электронные госуслуги должны появляться как в бизнесе – за две недели, максимум за месяц. А пока, как сказал министр, «мы одну услугу выводим годами! Полгода-год у нас минимум отточить и вывести одну государственную услугу».  

Глава НИТ в своем выступлении также сделал акцент на проблемах с низким качеством данных в системах госорганов РК: «Одно и то же поле может в 32 базах данных присутствовать и везде называться по-своему, и мы потом просто не знаем, что это на самом деле».  

Про 32 базы данных, с более конкретным примером, упоминал и министр цифрового развития Багдат Мусин: «В 32 базах данных хранятся адреса проживания людей, и все эти данные заносятся туда первично. То есть не откуда-то подтягиваются и заносятся – в 32 местах требовалось от человека, от заявителя, заполнить какие-то данные о месте своего проживания». 

Учет одной и той же информации в разных видах, отсутствие единого подхода к наименованию ключевых полей рождают неупорядоченность данных, констатирует Коняшкин. Он добавил, что анализ баз данных показал наличие множества таблиц, о которых никто ничего не знает, не заполняет и боится удалять: вдруг все перестанет работать. 

 Систематической проблемой Ростислав Коняшкин назвал зависимость от одной подрядной организации.

«Зачастую это разработчик, который разработал данную систему и эти компетенции никому не передал. И госорган, к сожалению, не может с этим ничего поделать».  

Ростислав Коняшкин

Архитектурное решение  

«Что сегодня имеем? Вот только один пример: есть одна информационная система, которую создала одна компания, продала практически ста акиматам разного уровня и на автоматизации одного бизнес-процесса заработала плюс-минус 1,5 млрд тенге в год. То есть автоматизация одной функции государства обходится в 1,5 млрд тенге в год. Это и есть результат сегодняшней архитектуры электронного правительства. Чем глубже проваливаешься по определенному функционалу, тем больше понимаешь, какой бардак творится».  

Багдат Мусин

Он сообщил, что в этом году в республике начнется работа по реинжинирингу функций каждого государственного органа: «Нерегламентация тех или иных функций ведет к тому, что каждый акимат сегодня самостоятельно принимает решения, как себя вести при предоставлении той или иной услуги». 

Спикеры озвучивали не только выводы, но и рекомендации по модернизации системы электронного правительства при переходе на платформенную модель. Министр цифрового развития заявил, что результаты обследования будут выложены для публичного доступа. Он попросил представителей IT-рынка ознакомиться с ними и внести свои замечания и предложения. Эти предложения учтут при создании единых стандартов для e-правительства и регламентов разработки. Переход на эти стандарты и регламенты потребует внести изменения более чем в 300 нормативных актов. 

Читайте также