Как в Казахстане переехать на север и получить квартиру
Минтруда опубликовало проект новых правил добровольного переселения внутри страны. В ближайшие четыре года правительство продолжит поддерживать переезд безработных граждан из трудоизбыточных и густонаселенных регионов на север и восток. «Курсив» проанализировал результаты предыдущей программы и узнал, какие условия предложат переселенцам в 2022-2026 годах.
Скоординированные движения
Молодой врач Айбол Нурлыбекулы вместе с семьей три года назад переехал из Кызылорды в таежный город Риддер, что на востоке страны. С такой профессией с трудоустройством проблем не было.
«У себя на родине не мог устроиться. Однажды кто-то рассказал мне про ярмарку вакансий других регионов, там мне пообещали: «Приезжай, будет жилье и работа». Сначала поехал на разведку в Павлодар, там не понравилось. Восточный Казахстан — моя вторая попытка, решил, что останусь здесь, в Риддере», – рассказывает врач.
Таких, как Айбол Нурлыбекулы — кто смог устроиться на работу в новом для себя регионе, — около 9 тыс. человек. Все они воспользовались программой продуктивной занятости «Еңбек». За пять лет — с 2017 по 2021 год — по программе из южных регионов на север и восток переехали более 32 тыс. человек, из них половина трудоспособные.
Условия переселения по программе предполагали, что мигранты переезжают в приоритетные трудодефицитные регионы — Костанайскую, Павлодарскую, Акмолинскую, Восточно-Казахстанскую, Северо-Казахстанскую области. Государство помогает им с трудоустройством, оплачивает переезд и аренду квартиры, коммунальные платежи в течение первого года.
В целом, за пять лет на это потрачено около 20,9 млрд бюджетных тенге. Из них большая часть средств (58%) ушла на приобретение домов для переселенцев, 23% расходов выплатили как возмещение арендной платы, 17% — в качестве компенсации за переезд.
«Первое время мы снимали квартиру, потом акимат выделил нам арендное жилье. Все обещанные субсидии на переезд и обустройство я получил, — заверяет Айбол Нурлыбекулы и добавляет: — К здешнему климату уже привык. О возвращении в Кызылорду даже не думаю».
Хотя ситуации, когда переселенцы не смогли привыкнуть к более холодному климату и устроиться на новом месте, за эти годы случались: с 2017 года около 200 семей (600 переселенцев) уехали из регионов приема, это 2% от общего числа. Региональные СМИ Павлодарской, Северо-Казахстанской областей не раз писали о жалобах переселенцев, которым дали новое жилье. Из-за низкого качества строительства в домах в нескольких поселках было холодно, на стенах — плесень. Каждая история становилась основой для разбирательств с чиновниками и подрядчиками.
Программа «Еңбек» предусматривала помощь не только переселенцам, но и работодателям. Размер субсидии для компаний был равен 450 МРП. На нее могли рассчитывать только предприятия, готовые принять минимум пять переселенцев на постоянную работу сроком на три года. Таких было немного, и в итоге сумма затрат на эти цели за пять лет составила 165 млн тенге, или 0,8% от общего бюджета программы переселения.
Фермер из Павлодарской области Толкынжан Юсантаев был в числе тех, кто получил субсидии как работодатель, принявший переселенцев. В прошлом году он трудоустроил шесть человек, приехавших из Алматинской области и Шымкента. В его крестьянском хозяйстве «Артур» мигранты занимались выращиванием овощей, арбузов.
«В прошлом году мы освоили около 10 гектаров земли. В этом году хотим увеличить площадь до 15-20 гектаров. Помощники в хозяйстве, конечно, нужны. Им тоже хорошо, помогли с переездом, я выкупил для них два дома. Мой брат также планирует оформить крестьянское хозяйство, хотел бы участвовать в программе, но здесь очень сложный вопрос с землей. Власти выделяют очень маленькие лимиты на земли для сельхознужд», – говорит Толкынжан Юсантаев.
Главные вопросы
Изначально целью плановой внутренней миграции по программе «Еңбек» было устранение региональных диспропорций. На юге перенаселение, работы всем не хватает, а в северных, восточных регионах большая эмиграция, много незакрытых вакансий. Кроме того, госпрограмма была призвана повернуть миграционный вектор с направления «все в мегаполисы» на «юг — север». Получилось ли это? Об этом можно судить по цифрам.
Естественное движение внутри страны в последние годы имело четкое направление — люди чаще всего переезжали из регионов в мегаполисы. За последние пять лет в Алматы, Нур-Султан, Шымкент вне каких-либо госпрограмм переехали более 211 тыс. казахстанцев из южных, северных и восточных частей страны. Эта тенденция противоположна целям программы.
Не смогли участники программы даже компенсировать миграционный отток из северных, восточных регионов за рубеж. За 2017-2021 годы из Акмолинской, Павлодарской, Костанайской областей, Восточного и Северного Казахстана на ПМЖ в другие страны выехали 99,7 тыс. человек. Это в три раза больше числа приехавших внутренних переселенцев. Миграционное сальдо на северо-востоке остается отрицательным.
Из-за ничтожно малого числа трудоустроенных (9 тыс.) не сумели мигранты справиться и с дефицитом кадров на новом месте. Каждый из пяти регионов приема в год размещает в среднем 56-60 тыс. вакансий. Исключением является только СКО, где количество объявлений о найме в 2021 году составило 31 тыс. Общее количество вакансий в разы превышает число переселенцев.
Аналитики Минтруда, оценивавшие состояние миграционной политики для новой концепции, так описали результаты работы последних лет.
«Предпринимаемые меры, нацеленные на формирование миграционных векторов в северные регионы, оказываются недостаточными. С точки зрения перспектив, тенденции внутренней миграции неблагоприятны, усиливаются демографические и трудовые дисбалансы в регионах. По прогнозам, при сохранении этого тренда население северных областей Казахстана к 2050 году сократится на 600 тыс. человек, а в южных областях (без Алматы и Шымкента) возрастет на 1,6 млн», – говорится в проекте концепции.
Новые правила
Каким теперь будет вектор внутренней миграции, можно понять из проектов двух новых подзаконных актов. Это упомянутая концепция миграционной политики и правила добровольного переселения казахстанцев на 2022-2026 годы. Оба опубликованы в конце января на сайте «Открытые НПА» и пока не утверждены.
Правила, как основной рабочий документ, фактически продолжают действие предыдущей программы. Но есть несколько отличительных моментов. Так, участником программы может стать тот, кто прожил в одном из трудоизбыточных регионов (Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Туркестанской, Мангистауской областях, Шымкенте, Алматы, Нур-Султане) не менее одного года и имеет там официальную регистрацию. Приоритет будет отдаваться молодежи, выпускникам вузов и колледжей (в течение трех лет после окончания), кандасам, работникам, уволенным из-за ликвидации компании. Работодатель сам может отобрать определенного человека из этих регионов, тогда кандидат гарантированно становится участником программы. Для этого на портале enbek.kz появится новый интерфейс. Количество мигрантов будет контролироваться квотами, они будут формироваться в зависимости от потребностей рынка труда северо-востока.
По новым правилам изменились условия выплаты субсидий работодателю, принимающему мигранта. Сам размер господдержки уменьшен до 400 МРП (1,2 млн тенге в 2022 году) за каждого работника. Эти деньги будут выплачивать, только если работодатель обеспечит нового сотрудника жильем и заключит с ним контракт минимум на два года. При этом государство обязуется компенсировать работодателю половину стоимости купленной квартиры или дома (но не более 2 тыс. МРП, или 6,1 млн тенге).
Согласно целевым индикаторам, обозначенным в концепции, в ближайшие четыре года количество переселенцев не должно быть меньше 27 тыс., кандасов — 68 тыс. человек.
Что касается будущего рынка труда в трудодефицитных регионах, то, по мнению управляющего директора АО «Центр развития трудовых ресурсов» Александры Молчановской, север и восток нуждаются и в будущем будут нуждаться в притоке рабочих.
По данным электронной биржи труда, в 2021 году на северные регионы пришлось более 20% всего совокупного спроса. В Павлодарской, Костанайской областях, Восточном, Северном Казахстане количество вакансий как минимум в два раза превышало число резюме. Наряду с относительно высоким спросом на неквалифицированный труд, на севере много вакансий медсестер, водителей автомобилей. Для сравнения — в Туркестанской области на 1,1 тыс. вакансий медсестер приходится 1,6 тыс. резюме таких специалистов.
«Дефицит трудовых ресурсов в северных и восточных регионах будет только расти. Например, в ВКО к 2025 году ожидается уменьшение рабочей силы на 51 тыс. человек, плюс дополнительный спрос на наемных работников за четыре года превысит 47 тыс. человек. Аналогичная тенденция будет наблюдаться и в Костанайской области. Сокращение работающих на 15 тыс. будет сопровождаться приростом дополнительного спроса на 54,8 тыс. граждан», – комментирует управляющий директор центра.
По прогнозам ЦРТР, в 2030 году в четырех южных областях будет проживать 29% всей рабочей силы страны, тогда как на севере — в три раза меньше (11%). Усугубит ситуацию тот факт, что темпы естественного прироста в трудодефицитных областях в последние годы близки к нулю.
«Рынки труда севера и востока готовы принять переезжающих с юга. Однако здесь стоит рассматривать также и другие факторы, важные для постоянства переселения и ассимиляции переезжающих. Это объемы социальной поддержки и жилищные условия, уровень цен на потребительские расходы и перспективы к повышению доходов в будущем», – резюмирует Молчановская.
Некоторые из этих вопросов обозначены в концепции миграционной политики. В частности, в этом документе предлагается значительно расширить права будущих переселенцев. К примеру, предоставлять мигрантам приоритетное право на социальное или арендное жилье, земельные участки для ведения сельского хозяйства или бизнеса. Также подходящим под программу категориям граждан предлагают выдавать льготную ипотеку с первоначальным взносом 10% и со ставкой 2-5%.
Чтобы южанам было легче адаптироваться на севере, востоке, Минтруда предлагает разработать программы социокультурной интеграции переселенцев и кандасов. Финансирование таких проектов будет проходить через НПО. В пяти северных и в восточных регионах в 2022-2023 годах планируется открыть центры адаптации и интеграции.
В тексте использованы данные министерства труда и соцзащиты населения РК, Бюро национальной статистики.