О чем говорят и молчат винные этикетки
Мода на вино в Казахстане, и не только в обеих столицах, растет с каждым месяцем. Увеличивается число профильных заведений и компаний-импортеров, ширится ассортимент магазинов, и умение прочитать винную этикетку становится необходимым навыком. О том, как это сделать, рассказывает автор «Курсива» и сертифицированный член Ассоциации винных специалистов Казахстана Дмитрий Мостовой.
Наверняка многие из вас попадали в ситуацию, когда в магазине необходимо подобрать вино для похода в гости или к праздничному – да что там, к обычному – ужину. В специализированных магазинах в помощь потребителю есть консультанты-кависты. Но супермаркеты, как правило, экономят на этой позиции, и зачастую среди длинных рядов стеллажей с бутылками приходится бродить одному. Но даже если вы вообще не разбираетесь в вине, понимая этикетку, можно сделать выбор и не ошибиться в нем.
Дела светские
Итак, представим, что вы в винном отделе супермаркета. Хорошо, если вина в нем расставлены по странам с соответствующими указателями. Но если нет?
Глобально винный мир делится на Старый и Новый свет. Деление это во многом соответствует аналогичному географическому. К Старому свету относятся практически все винные страны Европы, включая ведущие в этом отношении державы – Францию, Италию, Испанию, а также в меньшей степени популярные в Казахстане Португалию, Германию, Австрию, Венгрию и т. д.
Новый свет – неевропейские страны. Главные – США, Чили, Аргентина, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР и другие.
Тут мы сталкиваемся с первой трудностью. К Новому свету в винном отношении также относят страны бывшего Советского Союза, включая традиционно производящие вина Россию, Украину, Молдавию, Казахстан и даже Грузию с Арменией. Почему «даже»? Общепризнанно в мире, что человечество стало впервые возделывать лозу и делать вино на древней территории на стыке нынешних Ирана, Турции, Грузии и Армении. Поэтому логически их надо бы относить к Старому свету. Но в винном отношении деление все же не строго географическое или историческое – оно, прежде всего, обусловлено традициями и наследственностью современного виноделия, наличием и строгостью исполнения винных законов и регламентаций и т.п. Так что бывший СССР и упомянутая Турция – это Новый винный свет.
Статус против «цена – качество»
Что дает нам знание о подобном делении? Старый свет – это статус (многие до сих пор пребывают в плену ложного стереотипа, что лучшие вина – французские), это стабильность качества из года в год, но одновременно это сложности с чтением и пониманием этикетки для обывателя и зачастую переплата за схожий с новосветским уровень вина.
Важная и полезная деталь: в отношении Старого света (с Новым это работает чуть сложнее), понимая, где находится страна (и уж тем более ее конкретный регион), вы сможете примерно представить, какое вино получите. Например, южные жаркие Испания и Италия дадут вина более яркие, сочные, насыщенные, понятные во вкусе и аромате, чем более северные Франция, Германия или Австрия. Здешние вина, скорее всего, будут более сложными, утонченными и элегантными.
Конечно, надо понимать, что этот принцип не работает в лоб, и условно на севере Италии вина «строже», чем на юге Франции.
Так что первый шаг мы уже сделали: хотите «взрыв вкуса», «фруктовую бомбу» – смотрите на юг Европы; изящность и загадку – на север. Страна всегда указана либо на этикетке, либо на контрэтикетке.
С Новым светом все одновременно и проще, и сложнее. Проще в том смысле, что размытость и несовершенство тамошних винных законов позволяют местным производителям свободнее себя чувствовать и в итоге делать продукт, который с большой долей вероятности понравится потребителю. Поэтому чилийские, аргентинские и новозеландские вина так быстро набрали популярность.
Сложнее с Австралией, США и ЮАР. Высокие уровень жизни и развития экономики в отдельных странах, а также сложности и дороговизна логистики сделали вина оттуда, как правило, неоправданно дорогими в наших краях. Притом, что сами вина очень хорошего, а то и отличного и даже выдающегося качества. Однако в Казахстан по означенным выше причинам часто завозятся далеко не лучшие, изначально дешевые образцы, портящие винный имидж этих стран.
Чем мельче, тем лучше
Со странами более-менее разобрались, смотрим на этикетку дальше. Нравится ли вам она? Может показаться абсурдным, но это тоже имеет значение. Внешний вид этикетки говорит о том, насколько производитель уделяет ей внимание и какими ресурсами располагает. В моей практике единичны случаи, когда под отвратительной (с точки зрения моего ощущения прекрасного, конечно) этикеткой скрывалось классное вино. В конце концов, этикетка может показать, на одной ли вы волне с производителем, в одном ли эстетическом пространстве живете.
Предположим, вы определились со Светом и страной, вас «зацепила» конкретная этикетка. Рассматриваем ее поближе. Крупными буквами, как правило, будет написано название производителя или имя винодела, реже – собственное имя вина, если таковым его решили наделить. А, может быть, и то и другое – тогда обращаемся за разъяснением к контрэтикетке.
Все может быть сложнее со Старым светом, например, с Францией. Здесь за крупной надписью может скрываться указание региона или субрегиона, по которому вы априори должны – по мнению производителя – понимать, вино из какого сорта в бутылке. Чтобы сильно не усложнять: крупная надпись Bourgogne на бутылке с красным вином будет означать, что это бургундский пино нуар; надпись Chablis (субрегиона Бургундии) – что внутри шардоне. При этом чем более мелкая территория указана, тем более высоким по уровню (но не всегда по качеству) является вино.
Опять же, есть исключения. Например, бывают совершенно великолепные образцы базовой категории Vin de France (то есть просто «французское вино»), но их производители не хотят следовать винным законам того региона, в котором находятся.
Новосветские виноделы, как обычно, упрощая жизнь покупателю, региональную градацию расписывают подробнее. Вот передо мной бутылка американского каберне совиньон. Надписей USA или California на ней нет, но есть указание Napa Valley – лучший калифорнийский регион – и приписка Oakville – территория в Напе.
Повторюсь, чем меньше тот «клочок земли», откуда вино (может измеряться конкретным виноградником, название которого тоже указывается в таком случае), тем оно, как минимум, статуснее и, как правило, выше качеством.
Возвращаемся к хорошо всем знакомой Грузии: находящиеся с советского прошлого постоянно на слуху «Хванчкара», «Мукузани», «Цинандали» и «Киндзмараули» – из той же географической оперы. Другой вопрос, насколько строго следят за правильностью и обоснованностью использования этих названий – привет ремарке из начала текста.
Сортовые уловки
Еще одна надпись на той же бутылке – Estate. Ее аналог во Франции – Mis en Bouteille au Chatueau. Значит, производитель разлил вино по бутылкам непосредственно на своей территории, в своем хозяйстве или шато. Тут уж сами решайте, имеет это для вас значение или нет. Многие виноделы просто не обладают мощностями для розлива, и ничего предосудительного в этом нет.
Как правило, на этикетке будет указан сорт или сорта винограда, пошедшие на производство вина. Деталей тут тоже немало. И уже оговоренная «ненадобность» вследствие указанного региона, что априори выдает сорт знатокам и профессионалам, и имеющееся у вина собственное название (тогда сорта надо искать на контрэтикетке), и… закон.
Помните, мы говорили об относительной расплывчатости регуляций Нового света? Так вот, покупая, к примеру, бутылку чилийского каберне совиньон, вы с большой долей вероятности получаете не чистый каберне совиньон. В Новом свете винодел имеет возможность добавлять к так называемому основному другие сорта – 10–15% – и даже не упоминать их на этикетке. Впрочем, многие виноделы пишут об этом на контрэтикетке. Причины – от попытки сэкономить на более дешевом винограде до желания сделать вино банально вкуснее и стабильнее, если нынешний год не в лучшую сторону или сильно отличается от предыдущего.
Молодое или старое?
К слову, о годе. Он тоже, как правило, будет указан. Называется он винтажем, и к модно-одежной теме это понятие имеет опосредованное отношение. Винтажные вина – вовсе не старые или состаренные вина, а сделанные из винограда конкретного года (но опять же – привет мелким послаблениям и допущениям Нового света).
Невинтажными, то есть без указания года сбора урожая, является большинство игристых и крепленых вин. Но винтажные ценятся гораздо выше. А вот в «тихих» винах отсутствие указания винтажа, скорее, недостаток. Так как косвенно это говорит о том, что в бутылку могли залить, грубо говоря, все что угодно. Но опять же – мне попадались исключения.
Возраст вина – вопрос сложный, постараюсь его упростить, исходя из того, что мы с вами все еще в супермаркете. Чтобы повысить вероятность точного попадания, классические белые вина лучше в своем выборе ограничивать тремя-четырьмя годами. Пятью и выше (даже десятью, если любите эксперименты) – в случае, например, выдержки в дубовых бочках, тогда должна быть надпись Oaked или Aged in oak. Обратите также внимание на дату розлива, если таковая присутствует. Она может разительно отличаться от года урожая. Например, сейчас передо мной бутылка белого вина, выдержанного в дубе, урожая 2012 года. Однако дата розлива – январь 2016 года. То есть винодел три с половиной года готовил это вино, и, судя по качеству бутылки, подразумевал и дальнейшую немалую выдержку в ней.
Для длительной выдержки в бутылке она должна быть из максимально темного (дабы не проникал свет) и толстого стекла с солидным углублением на дне (для концентрации естественного осадка). Долгая выдержка в бутылке актуальна, прежде всего, для красных вин. И если вам попадается красное вино урожая 2013 года в легкой светлой бутылке с плоским дном, то покупать его совершенно точно не нужно. Скорее всего, это нераспроданный залежавшийся остаток.
Собственно, на примитивном уровне от соотношения «винтаж – качество бутылки» и нужно отталкиваться. Отдельные сортовые красные вина хороши и в молодом состоянии, а какие-то совершенно точно будут готовы и выйдут на пик только с возрастом. Средний «питьевой» разброс красных вин я бы определил в три-пять лет. Причем от пяти лет вино лучше аэрировать, то есть дать ему «подышать», открыв хотя бы за полчаса до употребления.
Аккуратнее с алкоголем
Ну и к мелким деталям. На бутылке будет указан ее объем. Классика – 0,75 литра, но зачастую встречаются так называемые хафбатлы (прямая калька с английского half-bottle, то есть банально – полбутылки) и магнумы («двойная доза» в 1,5 литра). При этом полусладкие и сладкие вина позднего сбора – айсвайны (Eiswein, Ice Wine) или Late Harvest (в прямом смысле – поздний урожай), что тоже будет написано на этикетке – часто продаются в бутылках меньшего объема – 0,5 литра.
И, конечно, указание уровня алкоголя. Как правило, южные вина более алкогольные, северные – менее. Понятно, почему: на юге виноград вызревает лучше и накапливает больше сахаров, которые нужны для получения алкоголя. В том числе поэтому, кстати, сладкие некрепленые вина менее алкогольны – часто 9-11%. Средняя крепость обычного белого или красного вина – от 12 до 15%. Южные вина нередко выходят за эту отметку, доходя до 16 и даже 16,5%, и будьте с ними осторожны. То, что белое вино всегда менее алкогольно, чем красное, – миф. Поэтому, беря бутылочку испанского белого, не забудьте все же проверить цифру. Она может вас удивить и уберечь от «полета навигатора» с первого же бокала.