Что мешает Air Astana летать в Россию

Опубликовано
Редактор по постсоветскому пространству издания «Курсив»
«Курсив» нашел несколько возможных причин

Прекращение полетов Air Astana в РФ может быть связано с опасениями лизингодателей. Они не исключают, что российские власти задержат на своей территории суда авиаперевозчика, который почти наполовину принадлежит британской оборонной компании.

Страховой случай

Авиаперевозчик Air Astana и его дочерняя компания Fly Arystan объявили 11 марта о том, что временно прекратили полеты из/в Российскую Федерацию и над ее территорией. Объяснили это тем, что приостановлено страховое покрытие коммерческих полетов в сопредельное государство. «Авиакомпания в срочном порядке решает эти вопросы с правительством Казахстана для скорейшего восстановления рейсов», – обещает на своем сайте Fly Arystan.

Следом, 12 марта, Qazaq Air также отменила полеты в РФ из-за проблем со страховкой. Однако уже 13 марта Qazaq Air восстановила авиасообщение с Россией. Air Astana и Fly Arystan до сих пор «не кажут носа» в РФ.

«Курсив» обратился к автоперевозчикам с просьбой объяснить, что не так было со страховками и почему Qazaq Air «забуксовала» лишь на день, а Air Astana до сих пор не возобновила полеты в соседнюю страну.

Air Astana сообщила, что рейсы из/в Российскую Федерацию и Украину, а также над этими странами были приостановлены из-за существенного изменения условий страхования, а именно: отзыва страхового покрытия для наших рейсов в этих направлениях. Пресс-служба Qazaq Air пообещала ответить редакции на следующей неделе.

Мы написали запрос в ФНБ «Самрук-Казына», которая владеет 100% акций Qazaq Air и 51% Air Astana, с просьбой пролить свет на ситуацию. К выходу материала ответа из ФНБ не последовало.

Редакция задала вопросы и второму держателю акций Air Astana (49%) – британской компании BAE Systems, которая занимается разработкой оборонительных и аэрокосмических систем. Британцы также не отреагировали на запрос.

Сам перевозчик Air Astana на вопрос, есть ли связь между возникшими проблемами и вторым владельцем авиакомпании BAE Systems, уточнила: «Нет, регулярные рейсы из/в Российскую Федерацию и Украину приостановлены только по причине отзыва страхового покрытия».

Сотрудница, которая отвечает на телефонные звонки в приемной председателя Комитета гражданской авиации Талгата Ластаева, отказалась соединять журналиста с главой КГА. Представитель пресс-службы МИИР (куда входит КГА) посоветовала задать вопросы напрямую авиакомпаниям. Редакция направила официальный запрос в госстурктуру, которая курирует авиацию. Пока «Курсив» никаких комментариев от КГА не получил.

Перестраховщики решили перебдеть

Air Astana сообщила, что размещает авиационные страховые риски через местную страховую компанию, которые перестраховываются в международных страховых компаниях с высоким рейтингом и репутацией. «Это лучшая мировая практика, по которой работают большинство авиакомпаний мира», — говорится в отчете авиаперевозчика.

В протоколах закупок группы Air Astana за 2021 год указано, что перевозчик решил приобрести услуги добровольного страхования имущества у Jusan Garant. В компании пояснили, что эта страховка не имеет отношения к сложившейся ситуации, что дело в страховании авиационных рисков.

Обязательную и добровольную страховку авиарисков Air Astana закупала у страховой компании «Халык». Последняя на вопросы редакции не ответила.

В компании Freedom Finance Insurance пояснили, что отечественные авиакомпании страху­ют свой парк у казахстанских страховщиков: «Последние, в свою очередь, перестраховывают данные риски у перестраховочных компаний (в большинстве своем зарубежных, в том числе находящихся в странах Европы), потому что в случае катастрофы выплаты окажутся слишком огромными для бюджета одного страховщика». К примеру, как выяснили журналисты российского «Коммерсанта», средний лимит покрытия по европейским требованиям — до $600 млн за судно.

В договорах перестрахования, как правило, используются оговорки, то есть оговариваются случаи, когда перестраховочная защита не покрывается. «Среди этих исключений есть оговорка «о санкциях», согласно которой перестраховщик не предоставляет покрытия и не несет ответственности в отношении любого убытка, который возникнет в результате действия торговых и экономических санкций и в стране, где действуют такие санкции. Приостановление полетов в первую очередь связано с отсутствием перестраховочной защиты на территориях, где введены санкции», – считают во Freedom Finance Insurance.

Поймают за хвост

Другой возможной причиной приостановки полетов в РФ Freedom Finance Insurance называет условия договоров, по которым в лизинг взяты борта. «Это выражается в том, что лизингодатели могут потребовать вернуть взятые в лизинг самолеты, если авиаперевозчик продолжит летать в Россию», – поясняют эксперты.

В своих документах Air Astana указывает: «На начало 2020 года наш авиапарк состоял из 35 воздушных судов (9 собственных и 26 арендованных) следующих типов: Boeing 767 (3), Boeing 757 (4), Airbus A320/321 (18), Embraer E190-E1/E2 (10)». Своих арендодателей (лизингодателей) компания в отчете не называет. Однако в информации о крупных сделках перевозчик сообщает, что, к примеру, в 2017 году она заключила сделку с AerCap Holdings B.V. (основана в США, со штаб-квартирой в Дублине) по операционному лизингу пяти воздушных судов типа Эмбраер Е190-Е2 на шесть лет. В том же году Air Astana «ударила по рукам» с японской SMBC Aviation Capital и взяла у нее в операционный лизинг три воздушных судна типа Airbus A320 NEO на шесть лет.

Для российских перевозчиков уже перестали действовать договоры перестрахования – это произошло после того, как Евросоюз 26 февраля ввел санкции, запрещающие поставки, продажу, лизинг, техобслуживание и страхование самолетов в РФ. По данным агентства Cirium, в лизинге у международных компаний находится более половины (55%) всего российского авиационного флота, или 515 самолетов. Среди лизингодателей «Аэрофлота» и других российских перевозчиков значатся AerCap, SMBC, которые дают в аренду борты и для Air Astana.

Кроме того, часть флота Air Astana зарегистрирована на острове Аруба – в самоуправлялемом государственном образовании, которое входит в состав Нидерландов. О юрисдикции говорят символы на самолетах – P4. Как ранее объясняла в СМИ Air Astana, «место прописки» также продиктовано требованиями лизингодателей.

Самолеты Qazaq Air «помечены» казахстанскими бортовыми знаками – UP. «По состоянию на 31 декабря 2020 года компания эксплуатировала пять собственных воздушных судов», – указывает перевозчик в своем отчете.

Два источника из авиационной сферы сообщили «Курсиву»: тот факт, что борты Qazaq Air принадлежат самой компании, позволил ей максимально быстро решить вопросы со страховкой. А вот прописка судов Air Astana в Арубе и иностранные лизингодатели поставили под вопрос полеты этой компании в Россию. Лизингодатели опасаются, что РФ может присвоить их имущество в ответ на то, что самолеты российских компаний уже арестовывали за границей по требованию арендодателей.

Читайте также