Как антироссийские санкции отразятся на торговле Казахстана

Опубликовано
Редактор отдела "Недвижимость"
Ретейлеры вынуждены пересматривать свои цепочки поставок

Россия является крупнейшим импортером продуктов питания, текстиля, товаров гигиены и косметики в Казахстан. Международные бренды остаются в Казахстане, но ищут новые пути поставок в обход РФ. Среди вариантов – транскаспийский, черноморский пути и Китай. Катаклизма не будет, но цены вырас­тут.

Экономические санкции Запада в отношении России скажутся на нас, так как Казахстан является ближайшим торговым партнером РФ. «Мы уже чувствуем на себе влияние санкций: возникают проблемы с логистикой, валютой, экспортом некоторых товаров из России, цены растут», – говорит партнер Scott Holland / CBRE в Центральной Азии и Казахстане Евгений Долбилин.

Опрошенные «Курсивом» эксперты отмечают, что мировые судоходные, авиа- и транспортные компании сокращают работу с территорией России, в результате чего ретейлеры вынуждены пересматривать свои цепочки поставок.

«Казахстан, который имеет тесные экономические связи с Россией не только на двусторонней основе, но и в рамках евразийской интеграции, вероятно, также почувствует последствия вводимых ограничений», – полагает коммерческий директор компании МЕТРО Наталья Мархиева.

Не все, но многое Казахстан покупает в России, больше всего (не считая автомобилей и черной металлургии) – продукты питания, гигиенические и косметические средства, а также одежду.

Откуда везут казахстанский импорт

В 2021 году крупнейшим импортером вычислительной техники в Казахстан был Китай (87%). Доля России составила всего 3%. Телефоны тоже в основном импортируют Китай (63%), а также Вьетнам (20%). Россия – третья по объему импорта с долей 4%. Лекарства в Казахстан поставляют 65 стран, среди которых Германия – 18% от общего объема, Россия – 8%.

Из Китая приходит и подавляющая доля импортного текстиля (43%). Кроме Поднебесной в тройке крупнейших импортеров Турция (19%) и Россия (18%). Но одежду для казахстанцев везут и из сотни других стран, среди которых есть такие экзотические локации, как Гаити, Кабо-Верде, Лесото, острова Теркс и Кайкос.

Гигиенические и косметические средства зарубежных производителей в 2021 году импортировались в основном из России. На долю северного соседа в минувшем году приходилось 37% импорта. Среди других крупных поставщиков – Китай (10%) и Франция (10%).

Среди зарубежных поставщиков продуктов питания Россия входит в тройку крупнейших импортеров. Она поставляет в Казахстан более четверти объемов импортных мясных продуктов (лидер здесь – США, 32% импорта), треть молочки (лидер – Беларусь, 39%), пятую часть объемов чая (лидеры – Кения 48% и Индия 24%), 61–62% сахара и кондитерских изделий, почти три четверти растительных масел и шоколада.

Мы пойдем другим путем

На фоне антироссийских санкций и введенных Россией ограничений на экспорт (запрет на вывоз сахара, зерна) Казахстан ищет новые транзитные пути и альтернативных торговых партнеров. Например, крупнейший в Казахстане продуктовый ретейлер Magnum, около 40% ассортимента которого составляет импорт из других стран, ввозимый через Россию, заявил, что налаживает поставки, минуя РФ. Тот же сахар Казахстан, кроме России, закупает в Бразилии (почти треть в прошлом году), Беларуси (7%), Мексике (5%).

Логисты МЕТРО тоже прорабатывают резервные маршруты.

«При возникновении проблем с пересечением территории приграничных с Украиной и Россией районов мы рассматриваем варианты транспортных путей через южные страны, такие как Турция, Грузия, Азербайджан, путем мультимодальных перевозок, то есть авто плюс морские пути. На наш взгляд, это большое окно возможностей для стран, выходящих на Черное море, например, для Румынии, Болгарии и для развития портовых складов. Перешеек Грузия и Азербайджан может стать новым Шелковым путем для грузов из Европы в Азию и обратно», – рассказывает Наталья Мархиева.

Ретейлеры, представленные в ТРЦ Dostyk Plaza и Shymkent Plaza, также находятся в поиске альтернативных путей поставок «готовых изделий и фурнитуры, а также аксессуаров».

При этом казахстанские владельцы торгово-развлекательных центров и девелоперы заявляют, что никто из арендаторов не планирует покидать Казахстан.

«Мы опросили большинство крупных сетевых арендаторов ТРЦ Dostyk Plaza и Shymkent Plaza, включая готовящийся к открытию в марте флагманский российский супермаркет косметики и парфюмерии «Золотое Яблоко», и пришли к выводу, что планы большинства крупных сетевых ретейлеров на Казахстан пока не изменились. По состоянию на март 2022 года никто не собирается уходить с нашего рынка или приостанавливать здесь свою деятельность», – рассказывает руководитель подразделения по коммуникациям TSPM Мила Ткаченко.

Более того, участники казахстанской торговли ожидают прихода в республику новых иностранных игроков. Об этом говорит коммерческий директор группы компаний ARCADA Руслан Ерекешев: «В отношении Казахстана санкции не вводились, можно утверждать, что и планы не изменились, так как с начала года продажи только растут. Конечно, могут быть небольшие задержки с товаром из-за логистики. Выход новых международных представителей ретейла, скорее всего, будет при­остановлен до середины года ввиду нестабильной ситуации с курсом тенге по отношению к основным валютам мира, но как только ситуация стабилизируется, думаю, мы будем ожидать новых арендаторов на своих объектах».

О новых международных брендах говорит генеральный директор Eurasia RED (Aport Mall) Ерлан Мукашев, отмечая, что все арендаторы Aport Mall – магазины, рестораны, операторы развлечений – работают в штатном режиме, а покупательский поток растет.

«Мы видим, как Россию покидают многие бренды. К счастью, в Казахстане в этом вопросе ситуация стабильная, наши арендаторы – международные компании – развиваются, это касается европейских, турецких, азиатских брендов. К примеру, в конце апреля – начале мая мы ожидаем открытия в Aport Mall спортивного гипермаркета «Декатлон». Более того, сегодня у нас есть лист ожидания среди наших арендаторов. Что касается нового молла, то его заполняемость арендаторами уже составляет 75%, мы с ними заключили твердые договоры аренды», – добавил Ерлан Мукашев.

О том, что некоторые привычные каждому иностранные бренды теперь будут попадать в Казахстан, минуя Россию, говорит генеральный директор Freedom Mobile World Виктория Новичкова. «Примененные санкции на поставку продукции по отношению к России могут привести к перераспределению товара в пользу соседних стран, что, наоборот, должно привести к увеличению предложения на рынке», – отмечает Новичкова.

Изменится логистика – изменятся цены, считают казахстанские ретейлеры. Товары дорожают как из-за волатильности курса тенге, так и из-за нарушения цепи поставок импорта, который ранее поступал в Казахстан через Россию. Кроме того, у многих международных брендов есть производства в РФ, которые зависят от поставок сырья и комплектующих из-за рубежа, подчеркивают в Magnum.

«Пока наши поставщики не подавали заявки на переоценку ранее ввезенных товаров», сообщают в Magnum, но прогнозируют, что цены новых поставок импорта и казахстанской продукции с высоким импортным содержанием вырастут: «Предполагаемая корректировка цен – в среднем 20–25%». Поднимутся цены и на непродовольственные товары, к примеру, на сотовые телефоны. «Сейчас мы наблюдаем рост цен, но он в основном связан с изменениями курса валют. Apple повысил цены примерно на 10%, Samsung отменил промоцены», – добавила Виктория Новичкова.

Глобальные ориентиры и возможности

Помимо транскаспийского и черноморского альтернативных маршрутов, о которых говорят казахстанские ретейлеры и девелоперы, есть и самый очевидный – Китай. Ведь многие мировые бренды (и американские, и европейские) имеют китайское производство.

«Маршруты поставок товаров из Европы в Казахстан через Азербайджан, Грузию – один из вариантов развития событий, но это более дорогой и долгий путь, чем через Россию, да и пропускная способность этого канала поставок существенно ниже», – считает партнер Scott Holland / CBRE в Центральной Азии и Казахстане Евгений Долбилин. – Думаю, большая часть логистических потоков пойдет через Китай. Это самый естественный и дешевый вариант, учитывая, что многие производства (мировых брендов. – «Курсив») находятся там, а Казахстан имеет общую границу и железнодорожное сообщение с Китаем. Тем не менее российский транзит, логистика тоже останутся».

Несмотря на конфликты, торговля будет всегда, а Казахстан из-за войны внезапно оказался перед вопросом модернизации своей логистической и торгово-­транспортной инфраструктуры. «Сегодня чувствуется острый запрос на казахстанские торгово-­транспортно-логистические услуги», – говорит управляющий директор Альфа-Банк Казахстан Максат Нуриденулы.

Он вспоминает, что в первые дни конфликта международные авиакомпании меняли маршруты; Актау, Атырау, Актобе и Уральск приняли много нештатных рейсов, а через небо Казахстана пролетели сотни ранее не планировавшихся рейсов.

«Если есть спрос, Казахстану было бы неплохо создать предложение, например, построить авиационные хабы, которыми могли бы пользоваться не только туристы и транзитные пассажиры, но и международные грузоперевозки. Эта инфраструктура интегрирует Казахстан в несырьевую мировую торговлю товарами и услугами, даст стабильную валютную выручку, – считает Максат Нуриденулы. – Экспорт российских товаров в Казахстан усилится. Вероятно, не только для нужд нашего внутреннего рынка, но и для реэкспорта в другие страны. И в обратную сторону: все, что производилось в РФ из зарубежных комплектующих, теперь будут пробовать поставлять через Казахстан. Нам нужно думать и предпринимать шаги для выбора лучшего пути развития Казахстана в эти драматические дни и, понимая потребности больших рынков, строить свое производство».

Читайте также