Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан опубликовало проект Концепции цифровой трансформации страны.
В проекте отмечается, что идею Data-driven Government планируется реализовать через создание единой цифровой платформы. Цифровая трансформация с переходом на платформенную модель государственного управления должна принести выгоды и гражданам, и бизнесу, и государству.
Граждане получат новый уровень качества государственных сервисов, более высокий уровень безопасности пользовательских данных и реализацию принципа «невидимого государства» (когда процессы предоставления услуг незаметны для граждан, сами услуги специализированы под нужды граждан, а работа государства прозрачна). Бизнес должен получить возможность интеграции коммерческих услуг с государством, снижение издержек на взаимодействие с государством и доступ на рынок государственного IT для малого и среднего бизнеса. Преференции самого государства – в технологическом суверенитете, управлении государством на основе данных, снижении коррупции и новом уровне кибербезопасности.
В проекте описаны основные принципы цифровой трансформации, основные элементы экосистемы платформы, ее бизнес-архитектура и технологическая архитектура, а также принципы и структура управления развитием платформы.
Один из разделов посвящен формам участия бизнеса. В проекте говорится о необходимости сформировать правила (нормативные, технологические – прежде всего на основании OpenAPI Specification) для подключения к платформе внешних приложений, созданных независимыми разработчиками, открытия возможности для расширения за счет сторонних сервисов, прошедших сертификацию услуг, предоставляемых гражданам и бизнесу. После формулирования данных правил сторонние разработчики будут обладать возможностью предлагать государству («владельцу» платформы) разработку на возмездной основе (в модели подрядчика) отдельных ее элементов и/или связанных приложений (частей программно-аппаратного комплекса платформы), а также разработку и предоставление целых цифровых сервисов, связанных с платформой (как в модели подрядчика, так и в модели государственно-частного партнерства в «совместном предприятии», предоставляющем цифровые сервисы гражданам, бизнесу и государству).
Как пример, который приводится в проекте: какой-либо из наиболее технологичных банков может взяться как за разработку программного обеспечения для оказания сервиса регистрации юридических лиц в качестве подрядчика, так и за оказание этого сервиса «под ключ» в качестве провайдера в партнерстве с государством, сообразно разделяя доходы и расходы. Кроме того, речь может идти не просто об обмене данными между «государственными» и «коммерческими» сервисами или их интеграции, а в перспективе и о масштабном взаимодействии целых государственных и частных (коммерческих) цифровых платформ.
В части экономического механизма функционирования такой модели для внешних поставщиков может быть реализована схема двухуровневого доступа к данным, содержащимся на платформе. Доступ к части данных может осуществляться по фиксированным тарифам, к другой части данных – по ценам, установленным оператором (операторами) платформы, либо отдельных ее компонентов. Также возможен вариант, когда оператор взимает с внешних поставщиков конечных сервисов фиксированную плату за транзакции, осуществленные через соответствующие сервисы.