Новости

Как запрет на вывоз сахара из Казахстана скажется на ценах

В профильной Ассоциации просят госорганы поддержать отрасль

После новости о том, что Россия запретила вывоз сахара, казахстанцы начали лихорадочно скупать сладкий продукт. Это привело к его дефициту и росту цен. Правительство РК пыталось убедить граждан, что запасы сахара есть, а поводов для беспокойства – нет. На этом фоне Минсельхоз решил ввести запрет на экспорт сахара. Поможет ли запрет стабилизировать цены на продукт?

4 апреля истекло время для публичного обсуждения приказа Минсельхоза РК о запрете экспорта белого сахара и тростникового сахара-сырца. Однако приказ официально еще не опубликован, то есть запрет не начал действовать.

Также 4 апреля Минсельхоз отозвал объявление о том, что собирает заявки на квоты, по которым можно ввозить сахар в Казахстан без таможенных пошлин.

Фактически вопрос с «передвижением» продукции стоит на паузе. Однако, как считают в профильной ассоциации, акцент сейчас нужно делать на поддержке местных производителей, а не на запрете экспорта сахара.

Уровень сахара в системе

11 марта стало известно, что Россия до 31 августа 2022-го запретила вывозить сахар и сахар-сырец за пределы ЕАЭС. В этот же день власти Казахстана сообщили, что сахара, имеющегося в стабфондах и на складах торговых сетей, хватит на три месяца. 14 марта вице-министр сельского хозяйства Женис Осербай пояснил, как правительство вышло в подсчетах на трехмесячные запасы.

Так, на 12 марта в республике было около 90 тыс. тонн сахара (в стабфондах, торговых объектах и на складах – 42 тыс. тонн, у сахарных заводов – 47 тыс. тонн) при объеме потребления около 44 тыс. тонн в месяц. Также в запасы включили сахар, который смогут произвести отечественные заводы за месяц – около 50 тыс. тонн.

«То есть заводы полностью обеспечивают потребность страны в сахаре», – сказал вице-министр сельского хозяйства.

По его словам, АО «Продкорпорация» поставляло сахар в регионы, от которых приходили заявки. Он отметил, что, по данным Ассоциации кондитеров Казахстана, кондитерские фабрики также обеспечены необходимым объемом сахара на «ближайшее время». Кроме того, Совет Евразийской экономической комиссии предоставил Казахстану право на беспошлинный ввоз до конца августа 250 тыс. тонн белого сахара и тростникового сахара-сырца.

«Таким образом, с учетом запасов и объемов квот республика полностью обеспечена сахаром», – заверил Осербай.

Однако население восприняло эту информацию по-своему. Казахстанцы приплюсовали к 90 тыс. тонн реально существующего сахара 50 тыс. тонн продукции, которую «могут произвести заводы», разделили на 44 тыс. тонн ежемесячного потребления, пришли к выводу, что сахара мало, хватит всего на три месяца, – и пошли сметать его с полок.

«Сладкие» деньги

Чтобы растянуть товарные запасы на большее время, торговые сети ограничивали розничную продажу сладкого продукта: в «Магнуме» продавали не более пяти килограммов в одни руки, в столичном «Астыкжане» – не более одного килограмма. Но это мало помогало в борьбе с ажиотажным спросом, который толкнул цены вверх. По официальным данным, только за март по сравнению с февралем сахар-песок подорожал на 35%. Сильнее за первый месяц весны из 19 социально значимых продовольственных товаров подорожала только капуста – практически на 50%. За январь – март эти продукты выросли в цене на 38,7 и 113,5% соответственно.

Сильнее всего средние розничные цены на сахар выросли с начала года в Алматы, возле которого есть два сахарных завода и выращивается сахарная свекла. Цена за килограмм повысилась на 61,1% – до 435 тенге. В Нур-Султане сахар подорожал на 40,3% – до 449 тенге за килограмм. При этом отдельные торговые точки в столице продавали его на 200 тенге и более дороже этих цен.

В крупной торговой сети Magnum Cash & Carry отмечают, что повышенный спрос на сахар возник из-за новостей из России, где на фоне санкций появился ажиотажный спрос на многие продукты длительного хранения. Кроме того, поскольку сахарная промышленность сильно зависит от импорта сырья, возник еще и ценовой скачок – из-за волатильности национальных валют.

«В итоге по нашей торговой сети спрос за этот период (март 2022 года) по отношению к прошлому году вырос в два раза. А за выходные был раскуплен недельный запас сахара в магазинах. К сожалению, новые поставки от производителей сахара запоздали: они ждали определенности с ценами на сырье. «Магнум» торговал только сахаром с казахстанских заводов», – сообщили в пресс-службе ретейлера.

В «Магнуме» уверены, что в апреле поставки постепенно стабилизируются через дистрибьюторов. «Потребности Алматы и Алматинской области уже полностью закрыты, на днях ожидается возобновление стабильных поставок в Нур-Султане (в последние дни сахара-песка в столичных магазинах в продаже не было, только рафинад. – «Курсив»)», – добавили в компании.

Сахар из новой поставки в алматинских «Магнумах» подорожал до 420 тенге, а его стоимость для столичных потребителей пока не определена – все будет зависеть от результатов переговоров с поставщиками.

В Казахстанской ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности отмечают, что от резкого роста цен на сахар выиграла торговля, а сахарные заводы уже поставили продукцию по ранее заключенным договорам.

«Дополнительные деньги за подорожавший сахар до переработчиков не дошли. Это искусственно созданный ажиотаж. Вы вспомните ситуацию, когда объявили карантин в марте 2020 года. В апреле 2020-го в столице цены на сахар подскочили до 500 тенге. Нам звонили ребята из Минсельхоза и спрашивали, почему заводы продают по такой цене. Я им сказала: ищите спекулянтов, которые на этом играют, потому что заводы уже давно реализовали сахар», – сказала президент ассоциации Айжан Наурзгалиева.

В Агентстве по защите и развитию конкуренции пообещали отслеживать «нехорошие» факты. В частности, 15 марта департамент АЗРК по городу Алматы после мониторинга цен установил «признаки спекулятивного роста» цен на сахар. Департамент направил запросы крупным поставщикам, чтобы определить доли субъектов рынка и выявить среди них доминантов. «По итогам антимонопольного разбирательства будут приняты соответствующие меры реагирования», – заверили в департаменте и предупредили предпринимателей о возможных штрафах.

Белая статистика

Запрет на экспорт сахара, говорит Айжан Наурзгалиева, Казахстан почти не почувствует, поскольку республика вывозит небольшое количество сахара. Например, в прошлом году Казахстан продал за рубеж всего 2,7 тыс. тонн.

При этом страна активно импортировала белый сахар – 308,5 тыс. тонн, в том числе 272,4 тыс. тонн из РФ и 35,5 тыс. тонн из Беларуси. Кроме того, Казахстан ввез в прошлом году около 195 тыс. тонн тростникового сахара-сырца, который перерабатывается отечественными заводами. Крупнейшими поставщиками стали Бразилия (164,6 тыс. тонн) и Мексика (30,4 тыс. тонн).

Наурзгалиева отмечает, что собственное производство в республике составило в 2021 году 226,7 тыс. тонн. Официальная статистика говорит об объеме производства в 234,2 тыс. тонн, но, по ее словам, туда включают сахар-рафинад, патоку и другие продукты. «Если мы берем цифру производства 226,7 тыс. тонн, то казахстанское производство занимает 43% рынка в целом», – подсчитала Наурзгалиева.

Сладко было на бумаге

В 2020 году в Минсельхозе заявляли о планах увеличить долю отечественного сахара на столах казахстанцев. Изменить ситуацию планировали за счет повышения урожайности с 324,5 центнера с гектара в 2019 году до 380 центнеров с гектара в 2023-м и почти двукратного увеличения посевных площадей сахарной свеклы – с 19,6 тыс. гектаров в 2019 году до 36 тыс. гектаров в 2023-м. Все четыре сахарных завода (два в Алматинской области и два в Жамбылской области) обещали модернизировать и построить два новых – еще один в Жамбылской и один в Павлодарской. В результате в 2023 году производство сахара должно составить 390 тыс. тонн, или 80% от общего объема потребления. При этом из новых мер для привлечения инвесторов в отрасль Минсельхоз предлагал лишь снижение на 15% железнодорожного тарифа на перевозку сырья и готового сахара.

Однако в ассоциации заявляют, что эти радужные планы будут омрачены сокращением посевных площадей сахарной свеклы в этом году.

«В 2021 году плановая посевная площадь составляла 22,5 тыс. гектаров, фактическая же составила 14,5 тыс. гектаров, притом что это еще не окончательные данные. В текущем году две свеклосеющие области запланировали под сахарную свеклу и того меньше – 12,3 тыс. гектаров», – сообщили там. Переработка свеклы, выращенной на 12,3 тыс. гектаров (6 тыс. гектаров в Алматинской области и 6,3 тыс. гектаров в Жамбылской области), позволит произвести около 55 тыс. тонн сахара белого.

Поэтому в ассоциации в очередной раз призвали госорганы поддержать отрасль, в частности предоставлять сахарным заводам орошаемые земли в радиусе 100 километров от них в собственность или аренду, увеличить субсидии на орошение за тонну сданной на переработку сахарной свеклы, внедрить госзаказ на сахарную свеклу по примеру Беларуси, предоставить транспортные льготы и льготное финансирование.

В качестве же срочных мер переработчики предлагают отменить НДС на ввозимый тростниковый сахар-сырец и предоставить доступ к оборотным средствам с минимальной процентной ставкой.