Казахстанским чиновникам дали инструкцию по дебюрократизации

Опубликовано
Редактор по постсоветскому пространству издания «Курсив»
Соответствующий указ подписал глава государства Касым-Жомарт Токаев

Президент Токаев 13 апреля подписал указ «О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата». Документ составлен со знанием извилис­тых бюрократических маршрутов, по которым проходят «госбумаги», и для людей, которые не должны путать «Гегеля с Бабелем».

Указ выдался по-бюрократически обширным и детализированным – 18 объемных пунктов с десятками подпунктов. Хотя сам документ, как говорится в его преамбуле, направлен «на исключение излишней законодательной регламентации деятельности исполнительной власти». Также указ нацелен на то, чтобы повысить эффективность и оперативность принятия решений, сократить документооборот, повысить самостоятельность и личную ответственность руководителей госорганов.

Однако «забюрократизированный» формат документа не должен пугать, считает советник председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам (АСПиР) Сабина Садиева, потому что «по-другому с бюрократией не справиться». Показательно здесь иное: президент издал именно указ для решения проблем с волокитой. «Указами у нас создаются новые государственные органы, области, назначаются послы. Это полновесный инструмент управления», – поясняет Садиева.

Чиновник в облаках

Первым принципом дебюрократизации стоит «приоритет сущности над формой». То есть во главе угла теперь будет измеримый результат, а не инструкции, в которых расписано, как достичь результата. У госорганов появится право принимать решения «без излишней (чрезмерной) конкретизации на законодательном уровне компетенций, функций и полномочий». Чиновники также смогут в форс-мажорных ситуациях вводить в действие НПА без государственной регистрации.

«Цифровизация по умолчанию» стала вторым принципом дебюрократизации. Если у чиновника будет выбор, как – на бумаге или через цифровые каналы – запросить данные у другого госслужащего, ответить гражданину, дать разъяснение бизнесмену, то он должен будет остановиться на digital-варианте.

«У нас в чем проблема? Правительство постоянно готовит справки для совещаний, для этого нужны данные, которые выверяются по десять раз, шлифуются. Хотя на самом деле это одна и та же информация и нет необходимости тратить на это столько ресурсов, сколько сейчас тратят. Если у наших цифровизаторов получится собрать все данные в одной системе, как написано в указе, то часть этой безумной переписки снизится», – говорит Сабина Садиева.

Другая сторона этой проблемы в том, что переписка между чиновниками – это «физическая штука». То есть госслужащие оформляют и пересылают друг другу запросы, справки и другие официальные документы на бумажных носителях, а электронную почту используют фактически как файлообменник. Чтобы «физически» сократить этот процесс и перевести общение в «цифру», в указе появилось требование уменьшить расходы на канцелярскую бумагу и сопряженные с ней товары в три раза до 31 декабря 2022 года.

Блок указа, который регламентирует внутреннюю переписку и согласование документов, по мнению Садиевой, меняет саму культуру взаимодействия между чиновниками.

«Сейчас бюрократы не заинтересованы в том, чтобы искать готовое совместное решение. Они действуют так: каждое министерство заявляет свою позицию. А потом проекты с разногласиями вносят «наверх╦, и это доходит вплоть до премьера и президента. Но так быть не должно. И фактически президент своим указом им говорит: если вы рассматриваете какой-то вопрос, сначала договаривайтесь друг с другом и только потом совместные решения вносите «наверх», – считает эксперт.

До конца следующего года документооборот госаппарата должен перейти в «облака». Так, у чиновников появится возможность совместно работать над одним документом, без проволочек формировать отчеты по документообороту и пользоваться другими инструментами, которые уже давно облегчают жизнь сотрудникам корпоративного сектора.

Беру аппарат и отсекаю все лишнее

В указе прописан и такой, казалось бы, очевидный принцип, как управленческая ответственность. Принцип предполагает, что конкретный руководитель не имеет права перекладывать принятие решений на других – вышестоящий или коллегиальный орган.

При этом первые руководители смогут передавать своим подчиненным право подписывать документы организационно-технического характера, а также участвовать и выражать позицию госоргана в межведомственных совещаниях.

Еще один принцип дебюрократизации обозначен как непрерывное совершенствование. Работа должна быть выстроена таким образом, чтобы госаппарат сам стремился к «сокращению бюрократии, системному реинжинирингу и оптимизации внутренних процедур и процессов». Чтобы у бюрократов был стимул дебюрократизироваться, среди госслужащих будут ежегодно проводить конкурсы на лучший проект по совершенствованию деятельности государственного аппарата.

«Усушка и утряска» бюрократических процедур будут проходить в том числе за счет «амнистии поручений» (проведут ревизию дублирующих и неактуальных поручений), двукратного уменьшения консультативно-совещательных органов (КСО). К примеру, при кабмине сейчас в общей сложности действуют 39 КСО. Среди них: координационный совет по целям устойчивого развития, комиссия по концессионным проектам особой значимости, попечительский совет инновационного кластера «Парк инновационных технологий».

«Это сложная задача – убрать ненужные комиссии, рабочие группы, в целом произвести реинжиниринг администрации президента и канцелярии премьер-министра. Ведь это тот центр «управления полетами», который генерирует задачи, выстраивает процессы так, чтобы вся госслужба работала эффективно. Поэтому в указе президент говорит: «Разберитесь внутри своих структур, что вы делаете не так», – отмечает Сабина Садиева.

Она говорит, что сложно предсказывать, сможет ли этот указ сделать эффективнее бюрократическую машину: «Что-то получится, а что-то нет. Все будет зависеть от команды президента, как они будут действовать. Но, судя по моему общению с госслужащими, они хотят дебюрократизации».

Читайте также