Автоконцерн UzAuto Motors и флагман черной металлургии «Узметкомбинат» определились с пакетом бумаг, которые в этом году выведут на локальный рынок. Обе компании объявили тендеры по отбору андеррайтеров. О перспективах будущих размещений – в обзоре «Курсива».
О планах провести публичное предложение бумаг всех указанных эмитентов известно уже больше года, но точные сроки и объемы не озвучивались. Указ президента от 8 апреля обозначил, какая доля крупных компаний РУз достанется частному сектору.
Автопрорыв
UzAuto собирается разместить на локальном рынке до 5% бумаг в этом году, а на зарубежных площадках до конца 2023-го реализуют до 25% бумаг. Провести IPO производителя машин UzAuto Motors планируют с привлечением международного инвестиционного банка. Однако первый тендер по отбору андеррайтера, длившийся с 9 марта по 11 апреля, признан несостоявшимся. Из этого можно сделать вывод, что подходящих кандидатов не нашли. Компания уже запустила 15 апреля новый конкурс. Вторая попытка продлится до 13 мая.
«В конкурсной документации предусмотрено привлечение консорциума андеррайтеров с участием глобальных инвестиционных банков», – отмечает исполнительный директор Freedom Finance в Узбекистане Евгений Можейко.
«Очевидно, это нужно, чтобы через них приходили зарубежные игроки, клиенты этих банков, которым могут быть интересны инвестиции в Узбекистане. Но с точки зрения объема привлечения средств для крупных инвестбанков они не интересны. Глубина узбекского рынка не позволяет делать большие размещения, так как нет такой широкой узнаваемости инструментов фондового рынка и распространение этих услуг очень низкое», – считает эксперт.
По его словам, глобальные инвестбанки берутся за подобные размещения с объемом $100–200 млн, если говорить о локальных рынках, а за рубежом – от $300 млн.
«По нашим консервативным подсчетам, в случае с UzAuto Motors речь может идти о размещении в $50–70 млн на локальном рынке. Поэтому, с нашей точки зрения, было бы целесообразно разделить тендерную документацию на две части. Сначала провести отбор местных консорциумов, которые будут заниматься размещением внутри страны, а уже после этого можно выбирать компании, которые возьмут их на международные площадки», – сказал Можейко.
Если публичное размещение акций UzAuto Motors состоится в запланированный срок, это будет первое IPO в Узбекистане с начала пандемии. Пока же компания имеет опыт только в размещении евробондов на $300 млн, которое прошло в прошлом году.
Опытный игрок
«Узметкомбинат» уже имеет историю на локальном рынке капитала. На фондовой бирже обращаются простые и привилегированные бумаги компании. FPO компания проведет до конца года, а тендер по отбору андеррайтера продлится до 25 апреля. Инвесторам предложат до 5% бумаг. На данный момент эти акции входят в десятку самых популярных на местной бирже. С 1 по 18 апреля простые бумаги заняли первое место по числу сделок на площадке – 558 операций почти на 1 млрд сумов (около $90 тыс. по курсу на середину апреля). Правда, отчасти такое лидерство объясняется тем, что «Узметкомбинат» провел капитализацию накопленной прибыли, полученной до 1 января 2022 года. Действующие акционеры получат 10 бонусных акций на одну имеющуюся. Дополнительные бумаги достанутся тем, кто успел купить акции до 18 апреля.
Хорошие макроэкономические результаты и реформы в Узбекистане вызывают интерес многих инвесторов, однако сейчас не так много возможностей вложиться в республику. Поэтому UzAuto Motors и «Узметкомбинат» будут привлекательны для участников фондового рынка, уверен аналитик и партнер Avesta Investment Group Карен Срапионов.
Эксперт полагает, что объем размещения будет зависеть от оценок и может быть в диапазоне $10–40 млн для указанных компаний. Freedom Finance для «Узметкомбината» дает диапазон $13–15 млн.
«Местный рынок пока не показывает похожих объемов ликвидности. Но именно такие размещения могут существенно изменить рынок и привлечь на него дополнительных инвесторов из числа иностранных и местных институциональных, а также дополнительные слои частных инвесторов, которые еще не начали вкладывать в ценные бумаги и ограничиваются депозитами», – считает Срапионов.
Частная половина
Указ президента от 8 апреля предполагает начало процесса приватизации «Узбекнефтегаза» и Uzbekistan Airways в этом году. Нефтегазовая компания продаст не менее 49% акций, авиакомпания – не менее чем 51%. В обоих случаях часть акций реализуют путем публичного размещения, но сколько точно продадут через биржу, пока неизвестно.
«Узбекнефтегаз» уже готовится к этому процессу и с 4 апреля включен в листинг Республиканской фондовой биржи «Тошкент». На данный момент на площадке уже проходят сделки с привилегированными акциями компании. Они вошли в десятку самых торгуемых с 1 по 19 апреля. Согласно данным «Узбекнефтегаза», 99,94% его акций сосредоточены в руках государства. Доля иностранных инвесторов составляет 0,003%, прочих – 0,05%. Уставный капитал организации равен 21,24 трлн сумов ($1,9 млрд).
В капитале Uzbekistan Airways государство контролирует все 100%. Организация получила крупный убыток в пандемийный 2020-й на 756 млрд сумов (около $70 млн). Хотя 2021-й принес прибыль в размере 54 млрд сумов, на балансе предприятия по итогам года висит непокрытый убыток на 679 млрд сумов.
«Если компания сможет убедить потенциальных инвесторов в прибыльности текущей операционной модели, планах развития, которые увеличат денежные потоки и прибыльность, а также предложит разумный дисконт, учитывающий риски, то размещение будет успешным», – считает Карен Срапионов.
С таким подходом согласен и Евгений Можейко. Однако оба эксперта пришли к выводу, что для успешных размещений всех указанных выше компаний есть и независящие от эмитентов факторы.
Незаменимый элемент
И Можейко, и Срапионов указывают на несколько проблем, которые могут быть препятствием для успеха IPO/FPO на локальном рынке. Как и в случае со всеми развивающимися фондовыми площадками, предстоит преодолеть два дефицита – объема ликвидности и количества инвесторов.
Евгений Можейко считает, что акции упоминавшихся эмитентов следует продавать как можно более широкому кругу инвесторов.
«Для этого необходимо упростить процедуру открытия брокерских счетов. Сейчас, чтобы открыть брокерский счет, необходимо физически присутствовать в Узбекистане. Если на рынок придут крупные инвестбанки, которые захотят привести своих клиентов, каждому придется приезжать в Узбекистан», – объясняет он.
Карен Срапионов добавляет: «Увеличить охват инвесторами рынка и ликвидность на нем помогло бы введение понятия номинального держателя для иностранных брокеров, а также создание схем коллективных инвестиций».