В Казахстане уравняли в правах работников полного и неполного рабочего дня
Казахстан ратифицировал Конвенцию о работе на условиях неполного рабочего времени, которая защищает права занятых неполное рабочее время. Что нововведение означает для бизнеса и уменьшит ли это долю неформально занятого населения в стране – в материале «Курсива».
Присоединение к международной конвенции позволяет нивелировать разницу в правах трудящихся, занятых неполное рабочее время, с правами тех, что работают «по полной». Речь идет о правовых мерах по защите материнства, праве на отпуск, ведении коллективных переговоров, безопасности, охране труда и недопущении дискриминации в области труда.
Казахстанские работодатели при приеме сотрудников на неполный рабочий день должны будут рассчитывать их заработную плату по тем же ставкам, что и работникам, занятым полный рабочий день. Помимо заработной платы работников обеих категорий уравняют в правах по системе социального обеспечения – это налоги, медстрахование, пенсионные отчисления.
Председатель Ассоциации общественного питания РК, предприниматель Гульбану Майгарина считает, что ратификация конвенции – вопрос своевременный и актуальный, в первую очередь с точки зрения защиты прав работающего населения.
«Ведомство привело законодательство в соответствие с международными договорами, которые ратифицированы Казахстаном. Однако его можно было привести в соответствие не уравниванием заработных плат, а введением минимальной ставки почасовой оплаты», – говорит Майгарина.
В качестве примера она приводит сферу общественного питания, где много сотрудников, которые работают неполный рабочий день – официанты, повара, курьеры.
«С принятием этого закона работников полного и неполного рабочего дня уравняли. Теперь работодатели должны сравнять зарплаты сотрудников обеих категорий. Чтобы ввести у себя на предприятии это нововведение, бизнесмену необходимо пройти определенную бюрократическую процедуру. А что, если на предприятии сорок сотрудников с неполным рабочим днем? Намного проще для работодателя, если бы была минимальная почасовая зарплата, от которой можно было отталкиваться. Кроме того, нужно не забывать о текучести кадров – не успеешь пройти всю процедуру, как сотрудник увольняется. Думаю, нужно сесть за стол переговоров и обсудить базовую почасовую ставку, чтобы закон заработал», – предлагает Гульбану Майгарина.
Без этого, по ее мнению, ни для бизнеса, ни для самих работников, по сути, ничего не поменяется. А если же ввести почасовую оплату труда, это позволит работникам не быть привязанными к одному рабочему месту, а работодателю – сократить издержки и не держать полный рабочий день сотрудника, который может выполнять работу за три-четыре часа.
«Нужно отметить, что рабочие «вне системы», которые предпочитают получать зарплату «черным» налом, законом не будут пользоваться. Многие из них закредитованы и сами не желают получать белую зарплату. Работодатели вынуждены идти на поводу у них и платить «черным» налом. Дело в том, что по-другому привлечь работников очень сложно. Ценность официальной заработной платы у нас понимают в основном «белые воротнички». В стране очень большое количество безработных, не желающих получать «белую» зарплату, и это основная проблема», – объясняет бизнесвумен.
Экономист Петр Своик называет конвенцию «логическим продолжением Трудового кодекса» и считает, что он не увеличит процент структурированного, официального рынка труда. Своик считает, что конвенция дает больше преимуществ предпринимателям, а не работникам.
«На неструктурированном рабочем рынке действуют свои негласные законы, а в Казахстане лишь треть рынка структурирована. Вот именно в этой трети и будут изменения, а неформально занятое население так и останется при своих правилах», – уверен Своик.
Он выделяет несколько «серых зон» нового закона. К примеру, женщины с детьми смогут работать официально неполный день и проводить больше времени с семьей.
«Но если эта же женщина захочет зарабатывать больше и попросится на полный рабочий день, но работодатель этого не захочет, потому что у него появляется возможность платить меньше», – говорит Петр Своик.
Чтобы права, прописанные в этой конвенции, реализовывались на деле и во благо самих трудящихся, важно иметь независимые профсоюзы, считает спикер.
«И этот новый закон, и Трудовой кодекс в Казахстане не исполняются на все 100% именно по той причине, что нет независимых профсоюзов, которые могли бы защитить права рабочих перед работодателем и перед государством. В развитых странах профсоюз участвует даже в формировании бюджета на год, у нас же такого нет. Доказательством этому может служить то, что в структуре ВВП на душу населения в Казахстане лишь 30% занимает оплата труда. Чаши весов не сбалансированы, «сливки» снимают бизнесмены, а не рабочие. Профсоюзы смогли бы уравнять это несоответствие», – уверен Петр Своик.