Новости

Что меняют новые поправки в Конституцию РК

Рассказываем, какие изменения планируют ввести

5 июня нам всем предстоит принять участие в референдуме о внесении в Конституцию Казахстана изменений и дополнений. Они уже вносились в Основной закон четыре раза. Но прежде их рассматривал парламент, а в этот раз их должен будет принять народ, то есть все мы. И когда слышишь слова о том, что эти поправки приведут к масштабным переменам, становится тревожно на душе. Ведь Конституцию часто называют, и совершенно справедливо, фундаментом государственности и каркасом национального права. А поправки, как нам говорят, затронут 30% статей. Что же тогда останется от фундамента и каркаса? Попробуем разобраться.

По доверенности

В первом разделе, озаглавленном «Общие положения», изменится лишь один пункт в шестой статье, посвященной собственности. Раньше было сказано, что земля и все, что на ней и под ней, находится в государственной собственности. Теперь будет сказано, что это все принадлежит народу, но от имени народа находится в государственной собственности. Государство, так сказать, имеет генеральную доверенность. Это изменение носит символический характер, никаких практических последствий оно иметь не будет.

В разделе «Человек и гражданин» на место расплывчатой формулы о том, что смертная казнь – это исключительная мера наказания за терроризм и особо тяжкие преступления, придет простое и лаконичное «смертная казнь запрещается». Изменяется также норма о том, в каких случаях допускается принудительный труд. Если раньше было сказано: «по приговору суда», то теперь – «на основании судебного акта о признании виновным». То есть принудительный труд будет одной из возможных опций наказания.

Здесь самое время спросить себя: если государству в целом и человеку-гражданину досталась всего пара изменений, то что же мы меняем, когда меняем Конституцию?

Плюс институты

В первую очередь появляются новые институты – Конституционный суд (вместо Конституционного совета) и Высшая аудиторская палата (вместо Счетной палаты). Их функции остаются прежними, но полномочия расширены. В частности, Конституционный суд будет рассматривать обращения граждан. Опыт России, где такой орган конституционного контроля работает уже давно, показывает, что ему предстоит работать в основном именно с обращениями граждан. При этом судьи Конституционного суда будут назначаться президентом (четверо), сенатом (трое) и мажилисом (трое).

Ранее объявленные меры по упрощению регистрации новых политических партий в Конституции получат поддержку в виде норм, запрещающих членство в партии для президента (на период осуществления своих полномочий) и членам Центризбиркома. Предполагается, что беспартийный статус позволит им избежать конфликта между профессиональной этикой и партийным уставом.

Отныне близкие родственники президента не вправе занимать должности политических государственных служащих и руководителей субъектов квазигосударственного сектора. Так как у Касым-Жомарта Токаева родственников на таких постах нет, эта норма скорее для будущих времен.

Из перечня президентских полномочий убрана формула «отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов акимов облас­тей, городов республиканского значения и столицы». Это, безусловно, намек на перераспределение власти от центра к регионам, но президент и прежде не корректировал работу акимов таким образом. Тем более статья 88 говорит, что решения и распоряжения акимов могут быть отменены соответственно правительством РК либо вышестоящим акимом, а также в судебном порядке.

Изменения в парламентский раздел самые объемные, но почти все они регулируют регламент принятия законов. Мажилис становится ключевым институтом в системе принятия законов. Вводится новая процедура, которая обеспечивает контроль за их качеством и при этом оптимизирует законотворческий процесс, а также усиливает законодательные и контрольные функции мажилиса.

У сената усиливается функция регионального представительства, поскольку пакет президентских реформ включает меры по обеспечению независимости маслихатов, а также усилению их подотчетности гражданам страны. Это добавит конкуренции в процесс избрания сенаторов и усилит их ответственность перед регионами, которые они будут представлять. Вероятно, такой подход откроет дорогу к появлению в сенате депутатов, не связанных с какой-то партийной фракцией в мажилисе или не связанных с какой-либо партией вообще. Президентская квота на назначение сенаторов уменьшается с 15 до 10 человек. Из них кандидатуры пятерых человек предлагаются Ассамблеей народа Казахстана (АНК). К перечню должностей, которые требуют согласия сената перед назначением кандидата или снятия с должности, добавились председатель Конституционного суда и председатель Высшего судебного совета.

Мажилис будет представлять не регионы, а различные социальные группы казахстанского общества. Он становится более компактным, общее число депутатов уменьшается со 107 до 98 человек (за счет квоты АНК). Он будет полностью формироваться по смешанной избирательной системе на основе партийных списков (70%) и по одномандатным территориальным округам (30%). Все депутаты, избранные по мажоритарной системе, могут быть отозваны своими избирателями, если те будут не удовлетворены их работой или не оправдают их ожиданий.

Минус Елбасы

Изменения и дополнения носят не революционный, а корректирующий характер. Они продолжают курс, начатый конституционной реформой 2017 года, то есть осторожно и аккуратно перераспределяют полномочия от региона к центру, от президента – парламенту, правительству и судьям, повышают независимость всех ветвей власти. Происходит оптимизация законотворческого процесса, повышается эффективность работы парламента. Одновременно из Основного закона убирается все, связанное с первым президентом Нурсултаном Назарбаевым, – все его льготы и полномочия, да и само это имя тоже.

Президент остается центральной фигурой политической системы. Хотя чисто технически полномочия президента пусть немного, но урезаются, его возможности контролировать политический процесс сохраняются и даже возрастают. Например, запрет состоять в партии на период исполнения полномочий приведет к тому, что все представленные сегодня в парламенте политические партии получат равное право поддерживать президента и его курс, поэтому будут бороться за звание самой пропрезидентской партии.