Из перечня проектов, которые претендовали на финансирование от Банка Развития Казахстана, исключены два, связанные с Тимуром Кулибаевым (зять первого президента РК и долларовый миллиардер). ТОО «Almex Petrochemical» собиралось строить завод по производству терефталевой кислоты и полиэтилентерефталата, а ТОО «QAZSUGAR Co» – завод по переработке сахарной свеклы в Жамбылской области.
Исчезло из списка и ТОО Talas Investment Company, среди владельцев которого – семья Сейтжанова. Семья входит в список Forbes Kazakhstan с состоянием $331 млн. В планах Talas Investment Company значилось строительство второй очереди завода по производству цианида натрия. Первая очередь этого производства была построена благодаря займу БРК.
Из претендентов на деньги Банка Развития Казахстана также исключен проект АО «ШалкияЦинк ЛТД» (принадлежит Национальной горнорудной компании «Тау-Кен Самрук») по промышленной разработке полиметаллических руд месторождения Шалкия в Кызылординской области со строительством обогатительной фабрики.
БРК перестал рассматривать вероятность финансирования проектов по производству газовых плит и выращиванию атлантического лосося – у первого в числе учредителей была узбекская компания Next Generation Product, у второго – российский инвестфонд Russian Friends Capital.
Из списка инфраструктурных проектов пропал «Строительство отеля в г. Актау», которым должно заниматься ТОО «Caspian Plaza» (его учредитель – BAZIS-A Corp.), и ГЧП-проект по возведению и эксплуатации ледового катка с трибунами на 500 зрителей в Семее.
«Курсив» уже писал о том, что проекты Кайрата Боранбаева также больше не рассматриваются БРК.
Нашему изданию пожелавший остаться анонимным источник сообщил, что скоро будут внесены изменения в перечень отраслей, финансирование которых со стороны банка запрещено. Не будут выделяться деньги на ГЧП-проекты и проекты квазигоскомпаний (исключением могут стать проекты, которые софинансируют международные финансовые институты, также эти проекты будут соответствовать принципам ESG). Сейчас в портфеле БРК треть проектов – государственные.
Напомним, выступая 11 января, президент Токаев назвал БРК банком для избранных. «Сложившаяся система ориентирована на обслуживание крупных структур по принципу: друзьям – все, остальным – по закону. По сути, данная система еще больше усиливает олигополию в экономике. Большие предприятия пользуются особыми привилегиями, подавляя конкуренцию и препятствуя проведению реформ», – сказал он во время заседания мажилиса и поручил перестроить деятельность БРК.