Евгений Теремов, SAP: «Все убедились, что экономика и бизнес могут меняться очень быстро»

Опубликовано
Управляющий директор SAP Казахстан рассказал о трансформации казахстанского бизнеса
Фото: предоставлено SAP

Цифровизация по-прежнему является мировым трендом, а стремительное развитие технологий и современные вызовы все сильнее подталкивают казахстанские компании к трансформации своего бизнеса. О том, как проходит этот процесс в промышленной сфере и с какими трудностями сталкивается здесь отечественный бизнес, в рамках форума SAP NOW, который проходит 3 июня в Алматы, «Курсиву» рассказал управляющий директор SAP Казахстан Евгений Теремов.

Как протекает цифровизация бизнеса в Казахстане? Насколько успешно производство и промышленность переходят в «цифру»?

В последние годы все убедились, что экономика и бизнес могут меняться очень быстро. Поэтому сегодня главное конкурентное преимущество – способность легко адаптироваться к новым реалиям и оперативно принимать обоснованные управленческие решения.

Цифровизация казахстанской промышленности идет очень неравномерно. На самом деле, для большинства предприятий цифровизация — это возможность не просто повысить свою эффективность здесь и сейчас, но и определить свое положение на рынке на годы вперед. И с одной стороны, бизнес все более отчетливо понимает преимущества «умного предприятия» (Intelligent Enterprise), автоматизации процессов и интеграции ПО c производственным оборудованием. А с другой, для собственников масштабная цифровая трансформация производства – это серьезный шаг, который требует смелости и своего рода отказа от привычного положения дел.

Здесь большую роль играет рынок сбыта. Те компании, которые нацелены на международное сотрудничество, сильнее заинтересованы в ИТ-трансформации и активно работают в этом направлении. Они заинтересованы в использовании новых мощных инструментов автоматизации и аналитики, которые могут при правильном использовании дать им быстрые результаты.

С какими сложностями сталкиваются компании при переходе к цифровому предприятию?

Процесс цифровизации в первую очередь затрагивает сотрудников. И самое большое препятствие здесь – сопротивление людей. Все мы приспосабливаемся к выполнению действий определенным способом и дома, и на работе. Эта привычка часто становится причиной отторжения нового. При цифровой трансформации влияние человеческого фактора неизбежно. Новые подходы к организации работы требуют соответствующих навыков и знаний сотрудников, а также готовности их применять. Поэтому задача подготовки персонала к изменениям привычных процессов выходит на первый план, как с точки зрения квалификации, так и психологии.

Еще одна сложность – сомнения руководства в кибербезопасности. Особенно явно это прослеживается с облачными технологиями. Но на деле эти опасения не оправданны. Любой облачный провайдер на сегодняшний день обеспечит безопасность лучше, чем любая локальная система.

Также препятствием для цифровизации может стать и неудачный опыт компании в прошлом. Причины могут быть разные: неготовность бизнеса на том этапе к изменениям или неподходящий для них момент, недостаточная подготовка специалистов для поддержки обновленных систем, завышенные ожидания и др. Все эти факторы могут существенно повлиять на готовность делать шаги в сторону технологий уровня Intelligent Enterprise.

Какие отрасли наиболее цифровизованы на сегодняшний день? Какие технологии пользуются большим спросом?

Сложно представить себе банк, который не использует IT-технологии. Его основная задача – повысить лояльность действующих клиентов и привлечь новых. Поэтому в первую очередь банки интересуют технологии, которые смогут добыть им максимум информации из больших данных. Такая выжимка позволит лучше понять своего клиента, учесть его интересы при модернизации сервисов и создавать действительно востребованные продукты. Поэтому в этой сфере популярны технологии, связанные с клиентским опытом, диджитал-маркетингом, анализом и кластеризацией больших данных.

Действительно продвинуты в цифровизации также металлургия, горнодобывающая промышленность, добыча нефти. Для них в первую очередь важны решения в части планирования, особенно взаимосвязи производственного и финансового планов. Точность этих показателей напрямую влияет на себестоимость продукции, а значит, и на прибыль. Бизнес хочет предсказывать спрос на свою продукцию, объем, который нужно произвести, чтобы его удовлетворить, нагрузку на оборудование и так далее. Например, «КазФерроСталь» за счет цифровизации производственных активов примерно на 5% нарастила объем производства. У них появились структурированные технологические цепочки и возможность онлайн отслеживать план-факт сырья и готовой продукции на складах. Благодаря этому они смогли корректировать производственные процессы и тем самым высвободить 23% оборотных средств, а также снизить процент брака.

Для перечисленных индустрий еще актуальны решения для управления закупками, производством, в том числе и классика жанра – управление надежностью. Спрос есть и на решения для логистики и складских систем. Например, когда растут обороты бизнеса, увеличиваются и объемы складских помещений. Как следствие, ими становится сложнее управлять по традиционной модели, и возникает спрос на системы автоматизации. В Казахстане в управление надежностью активно инвестируют.

А вот, например, HR-технологии пользуются спросом во всех отраслях, поскольку эффективно управлять своими сотрудниками хотят все компании, вне зависимости от рода деятельности.

Как повел себя бизнес в связи с пандемией? Ускорились ли процессы автоматизации и перехода к цифровизации на производствах, либо же, наоборот, притормозил этот процесс?

Пандемия отчетливо показала бизнесу его сильные и слабые места. Те компании, у кого была лучшая технологическая база, чтобы работать по модели электронной коммерции, не снижали оборотов и, напротив, даже выиграли от этой рыночной ситуации. Например, у Kaspi на момент начала пандемии уже была качественная электронная торговая площадка, поэтому им не нужно было разрабатывать новые инструменты и внепланово трансформировать свой бизнес. Другой пример – «АК Алтыналмас». Еще до пандемии компания запустила цифровизацию бизнес-процессов в рамках проекта «Цифровой рудник», а к моменту ее начала уже выстроила инфраструктуру на объектах и внедрила основные системы промышленной автоматизации. Это позволило в непростой ситуации поддерживать производственные участки в рабочем состоянии дистанционно.

Что касается тех компаний, которые оказались недостаточно готовы к условиям пандемии, то они начали очень активно заниматься проектами по цифровизации.

Как сегодня решается вопрос информационной безопасности в казахстанских компаниях, на что им стоит обратить внимание?

Во-первых, нужно реалистично оценить релевантность внутренней политики своей компании в этом вопросе. Соответствие государственным требованиям по сертификации, аттестации, насколько качественно прописаны ее правила, знают ли их сотрудники и т.д.

Во-вторых, важно обучить IT-безопасности персонал. Причина большинства инцидентов – неправильные конфигурации IT-устройств и действия пользователей. Например, дополнительные угрозы информационной безопасности появляются, когда сотрудники переходят на удаленку. Злоумышленники пытаются найти слабые места через сотрудников, которые не до конца понимают специфику безопасности и пытаются через личные компьютеры, ноутбуки и смартфоны попасть в корпоративные сети.

В-третьих, использовать киберстрахование. В Казахстане оно внесено в отраслевой закон. Утечка информации может стоить компании очень дорого, а порой просто уничтожить бизнес. И примеров, к сожалению, немало. Так, хакеры получили доступ к документам на одобрение вакцин Pfizer с серверов Европейского агентства по лекарственным средствам. И это существенно сказалось на стоимости акций Pfizer.

В-четвертых, можно перейти в облако, тем самым отдать риски на сторону квалифицированной компании-провайдера сервиса. Облачные сервисы надежно защищены и сертифицированы в соответствии с требованиями государства по информационной безопасности. На их работу не влияет человеческий фактор, данные хранятся в разрозненном виде и в разных центрах обработки (ЦОД). Кстати, ЦОДы часто расположены даже на разных континентах. Здесь также есть ограничения доступа к данным, все изменения фиксируются, и их можно легко отследить. Кроме того, за счет технологии live-подключения, например, можно использовать облака для обработки информации, не передавая в них сами данные.

Вы затронули тему облачных технологий. Расскажите подробнее, как отечественные компании используют их в своей реальности?

Множество компаний в последние годы обеспечили себе непрерывность деятельности за счет облачных технологий. И спрос на них продолжает расти. Бизнес понял, что облака – не только инструмент развития, но и выживания в случае форс-мажора. А в последнее время это особенно актуально. Сегодня облачные технологии достаточно просто внедрить и масштабировать под конкретную задачу. Например, мы часто советуем использовать их для документооборота. Искусственный интеллект и технологии машинного обучения могут самостоятельно распознать бумажные документы и точно внести информацию в соответствующие системы компании.

В целом в Казахстане облако – уже часть повседневной жизни. Даже достаточно консервативные крупные компании активно используют их для бизнеса. Например, Air Astana хранит в облаке данные систем бронирования Amadeus. Тем не менее наше исследование с EY показало, что о повсеместном переходе на них говорить еще рано. У руководителей компании все еще есть ряд опасений по кибербезопасности, непрерывности деятельности, интеграции с другими ИС и др., хотя крупные компании-провайдеры для бизнеса и госучреждений на рынке много лет и соблюдают требования регуляторов, международных стандартов и т.д.

Достаточно ли в Казахстане квалифицированных специалистов, способных вовремя реагировать на возникающие тренды в IT-индустрии?

Квалифицированных IT-кадров действительно не хватает, и это серьезная проблема производственных компаний. Во-первых, все индустриальные предприятия сосредоточены в регионах, таких как Караганда, Атырау, Актау, Усть-Каменогорск, а качество IT-образования там отличается от, например, Нур-Султана и Алматы. При этом вузы готовят скорее айтишников широкого профиля. А рынку нужны специалисты более точечной направленности. В ближайшие два-три года наиболее востребованными будут специалисты в области анализа больших данных, автоматизации и роботизации процессов, информационной безопасности и защиты данных и т.д.

В стране нужно сформировать качественный кадровый IT-резерв, который сможет анализировать тренды, принимать решения. Для этого важно, чтобы университеты работали в постоянной связке с бизнесом. Сегодня один раз отучиться в вузе недостаточно, чтобы на протяжении долгих лет работать в IT на основе тех знаний. Технологии развиваются стремительно. Современное решение – это система непрерывного образования, когда человек совершенствует свои навыки и получает новые знания на протяжении всей жизни.

Технологические компании и потенциальные работодатели заинтересованы в организации курсов, стажировок, проведении акселераторов, хакатонов для молодых специалистов. Например, у нас есть академическая программа «Университетский Альянс SAP», с которой сотрудничают 17 университетов Казахстана. Среди них Назарбаев Университет, Казахстанско-Британский технический университет (КБТУ), Astana IT University. А на глобальном уровне это 3400 учебных заведений из 116 стран мира.

С ее помощью студенты и преподаватели вузов получают навыки работы с современными IT-решениями: бизнес-аналитика и анализ данных, интернет вещей, блокчейн, облака и др. Также сюда входят более 50 академических центров инноваций и разработок, стартапы и научные проекты. В качестве потенциальных работодателей мы привлекаем компании из числа наших заказчиков, которые заинтересованы в выпускниках вузов или решении конкретных кейсов.

А в июне наш многолетний партнер «Эксперт РП» (профессиональный портал SAPLAND) запускает новую онлайн-программу по обучению ERP-специалистов на базе SAP S/4HANA, рассчитанную на два месяца. Учащиеся получат знания и соответствующие навыки в системе, в том числе практические, по основным бизнес-процессам интеллектуального предприятия на базе решения.

Основная цель программы – сделать качественное обучение быстрым и доступным. Курс подходит как для переквалификации из смежных карьерных направлений, так и для получения комплексных знаний теми, кто уже имеет опыт работы с системами SAP. Обучение доступно для всех желающих на территории Казахстана, Азербайджана, Узбекистана, Армении, Грузии, Туркменистана, Таджикистана и Кыргызстана.

Читайте также