Убыток в 36 млрд может получить АО «НК «Казахстан темир жолы» по итогам 2022 года против более 119 млрд тенге прибыли в 2021 году в результате роста себестоимости и возможного снижения объемов транзита. Об этом в ходе заседания общественного совета АО «Самрук-Казына» по итогам деятельности нацкомпании сообщил управляющий директор КТЖ по финансам Даир Кушеров.
По его словам, в первую очередь на это повлияет инфляция.
«Какие факторы уже на нас влияют. 2022 год мы прогнозируем, что он по итоговым результатам будет хуже. Причем мы на совете директоров утвердили бюджет с минусом 36 млрд тенге – это итоговый финансовый результат. То есть было плюс 119 млрд (тенге прибыли по итогам 2021 года – прим. ред.), стало – минус 36 (млрд тенге отрицательный финансовый результат в 2022 году. – прим. ред.). Основной фактор – большой рост инфляции. У нас рост цен на некоторые материалы – те же рельсы, шпалы почти в два раза. С прошлого года цена на металлы выросла и, соответственно, цены на основные наши материалы выросли. Во-вторых, у нас рост цен на топливо и электроэнергию. У нас фактически себестоимость по сравнению с прошлым годом больше чем на 200 млрд увеличилась», – сказал Кушеров.
При этом в последние недели наблюдалась тенденция к снижению транзитного грузооборота, тарифы на который не регулируются государством и приносят солидную часть доходов КТЖ. За счет последних нацкомпания может кросс-субсидировать убыточные перевозки грузов внутри страны. По его словам, лишь 33% грузов КТЖ перевозит по тарифам выше их себестоимости, в то время как 66% грузов перевозится по цене ниже себестоимости.
«Это без увеличения объемов, то есть физический закупаемый объем тот же, а рост цен очень сильно влияет. Мы в бюджете спрогнозировали рост грузооборота (на 2022 год. – прим. ред.) где-то на 2%. Четыре месяца мы закрылись с ростом грузооборота почти на 9% к (аналогичному периоду. – прим. ред.) прошлому году. Но тенденция именно по транзитному коридору КНР-ЕС в апреле – мае уже идет на снижение. Этот коридор приносит по сути где-то 12% всей выручки КТЖ. Поэтому сейчас логистический блок активно занимается переориентацией наших транзитных потоков на Транскаспийский маршрут, также смотрим транзитные маршруты через Иран. Два фактора – снижение транзитных доходов и увеличение себестоимости – очень сильно повлияют», – сказал Кушеров.
Он также рассказал о работе по выводу непрофильных активов из группы компаний. С 2019 по 2021 год КТЖ вывела 24 непрофильные компании из группы.
«Они приносили общий годовой чистый убыток около 9 млрд тенге. Во-первых, мы передали обратно аэропорты, тот же МЦПС «Хоргос», СЭЗ «Хоргос», также ушли от нас торгово-логистические центры, которые, в принципе, несли убытки. Поэтому сейчас в группе из компаний, по идее, в плане приватизации 78% «Казахстанской вагоностроительной компании», также мы планируем реализовать 30% доли в Актауском морском северном терминале. По сути, там уже частники на 60% сидят и очень большой невыгодный для КТЖ офтейк. Поэтому мы сейчас делаем реструктуризацию долга и нам выгоднее выйти из этого актива и расторгнуть этот офтейк, он невыгоден КТЖ», – сказал Кушеров.
Вместе с тем некоторые непрофильные активы планируется оставить в структуре бизнеса.
«ВЖДО (Военизированная железнодорожная охрана. – прим. ред.) и Актауский морской порт стояли на приватизацию. Но мы инициировали с фондом («Самрук-Казына». – прим.ред.), чтобы эти активы лучше сейчас оставить в компании. Понятно, бизнес непрофильный, но ВЖДО – это почти 6 тыс. человек, которые в основном охраняют грузы КТЖ. Ну и Актауский морской порт – это стратегический актив, который сейчас в связи с переориентацией маршрутов становится актуальным», – сказал он.
Ранее в ходе заседания общественного совета АО «Самрук-Казына» по итогам деятельности АО «НК «Казахстан темир жолы» стало известно, что частные перевозчики железнодорожных грузов смогут с 10 июня подать свои заявки на доступ к магистральной железнодорожной сети (МЖС) на 2023–2024 годы.