Цифровые сапоги

Опубликовано
Почти половина объема на рынке казахстанской обуви - подделка
Фото: Pexels

Цифровая маркировка – процесс, придуманный не отечественными номенклатурщиками и бюрократами. Это общемировая практика, позволяющая отследить качество и подлинность того или иного товара. Маркируют различные категории товарной продукции. В Казахстане с октября 2020 года начали маркировать табачные изделия, в прошлом году завершился «пилот» по маркировке лекарственных средств разной категории. Кроме того, с ноября 2021 года в стране начали маркировать обувь. Центр развития цифровой экономики, оператор цифровой маркировки, дал бизнесу отсрочку до 1 апреля 2023 года, чтобы предприниматели успели распродать немаркированную обувь.

Внедрение маркировки является серьезным препятствием для незаконного оборота некачественной продукции, и это наиболее ожидаемый результат для национальной экономики. Но так ли этому рад бизнес?

По официальным данным, почти половина обуви в стране – поддельная, 48,5% продукции в сегменте – контрафакт. Представители обувной отрасли не раз сетовали на то, что в действительности показатели куда выше. К примеру, директор Glasman Анвар Хилажев подчеркивал, что товары легкой промышленности, ввозимые из других стран, составляют на рынке 95% контрабанды и контрафакта в связи с устоявшейся более 20 лет системой провоза товара через границу по килограммам. Власти ускорили процесс реализации цифровой маркировки в стране, чтобы существенно снизить долю теневой экономики, так как маркировка позволит проверить каждую пару обуви и проследить ее по товаропроводящей цепочке без влияния человеческого фактора.

Однако у бизнесменов большого энтузиазма цифровая маркировка не вызвала. Особенно в части стоимости. По словам Максима Барышева, председателя регионального совета Палаты предпринимателей Алматы, основная проблема введения обязательной маркировки – это ее затратность.

«Я считаю, что государство должно проработать вопрос поддержки предпринимателей в данном вопросе. Добросовестные производители готовы платить налоги и приобретать необходимое оборудование, но в борьбе с теневым рынком «белый энтузиазм» не всегда выигрывает. Поэтому необходимо проработать лояльные сроки введения маркировки, ее конечную стоимость для предпринимателей, чтобы в итоге не отбить у конечного потребителя желание приобретать отечественную продукцию ввиду дороговизны или сложности реализации», – сказал он.

Премьер-министр РК Алихан Смаилов в феврале этого года заверил, что маркировка не предусматривает значительных затрат со стороны бизнеса, ее внедрение существенно не отразится на стоимости той же обуви.

«Стоимость одного кода маркировки составляет 2,68 тенге, оборудование для нанесения кода Data Matrix на обувь существенно дешевле, чем для высокопоточных линий», – пишет он в ответе на депутатский запрос.

Премьер также подчеркивает, что МИИР внес изменения в вопросы возмещения части затрат бизнеса и что бизнесменам фактически субсидируют приобретение оборудования для нанесения средств идентификации.

Экономист «Казлегпром-Алматы» Олжас Зияханов отмечает, что в действительности маркировка одной пары обуви обойдется в 50 тенге, что не скажется на удорожании товара. По его мнению, это поможет потребителю с выбором более качественного продукта.

«Покупатель будет видеть через приложение настоящего производителя товара и в случае чего отправлять свои претензии», – говорит он.

Обувь промаркировали не все бизнесмены, но первые результаты видно. С ноября, по данным МИТ РК, маркировка позволила вывести из теневого оборота 30% ввозимого товара: если в ноябре 2021 года было зарегистрировано 37,2 млн пар, то в июне текущего года – 53,1 млн.

Напомним, импортеры могут маркировать обувь для Казахстана непосредственно на территории третьих стран, на заводах-производителях. Центр развития цифровой экономики провел переговоры с 45 зарубежными заводами, которые производят обувь для Казахстана. Большинство из них уже полтора года маркируют обувь для рынка России и готовы к аналогичным нововведениям Казахстана.

Читайте также