Практически все необходимое казахстанским ювелирам золото покупается на черном рынке. Об этом 16 июня в ходе III форума золотопромышленников заявил председатель совета Лиги ювелиров Казахстана Кайсар Жумагалиев.
По его словам, в 2017 году казахстанскими ювелирами официально было приобретено всего лишь 36 кг золота. В 2018 году, когда ввели НДС на приобретаемое золото, эта цифра упала до 16 кг.
«В 2019 году – до 15 кг, в 2020 году – 12 кг и в 2021 году – 15 кг. Хотя фактически нашими казахстанскими ювелирами производится от двух до трех тонн ювелирных изделий в год. То же самое касается и серебра. Серебро мы тоже покупаем буквально полтонны в год, а фактически мы производим до шести тонн серебра в год. Конечно, вы спросите: откуда берется это сырье? Наверное, для вас не будет секретом, что у нас в основном все сырье продается с черного рынка. 95% тех изделий, которые выпускаются в Казахстане, – сырье полностью с черного рынка, то есть это то золото, которое воруется с ваших предприятий. Воруется (покупается. – «Курсив») у незаконных старателей», – сказал Жумагалиев.
Он отметил, что ювелиры покупают золото на черном рынке с небольшим дисконтом к биржевой цене.
«Например, сейчас на черном рынке цена золота составляет минус 3-4 доллара от биржевой цены, и все мы закупаемся там. Скрывать здесь нечего – это происходит. Именно поэтому мы и говорим: для того чтобы победить этот черный рынок, государство должно освободить нас от НДС не только при покупке сырья, но и при реализации (готовой ювелирной продукции. – «Курсив»). Если это будет, то уже завтра черным старателям будет невыгодно продавать нам со скидкой. Тогда я вполне официально могу купить на аффинажном заводе «Тау-Кен Алтын» сырье и показать налоговой, что вот мои доходы и расходы, заплатить налоги и, как говорится, спать спокойно», – сказал он.
Пока же, по его словам, ювелирам приходится сознательно идти на нарушения, несмотря на введенную в Казахстане уголовную ответственность за хищение с золотодобывающих предприятий.
«Но преступность все равно идет на шаг впереди нашего законодательства, и сейчас есть много других способов, как поставлять это сырье до наших ювелиров. Я надеюсь, что вопрос с НДС будет решен и наши законодатели его поддержат. Это позволит казахстанским ювелирам завоевать не только свой внутренний рынок, но и выйти на внешний рынок. А потенциал у нас очень огромный», – сказал Жумагалиев.
В качестве примера он привел две страны. В частности, это Турция, где, по его словам, в 1990-е годы работало всего несколько мелких мастерских. Правительство страны пошло на отмену НДС при покупке сырья ювелирами и другие меры поддержки. В итоге «турецкое золото» стало известным брендом.
«Сейчас в ювелирной отрасли создано более 5 тысяч ювелирных предприятий и в этом производстве занято 250 тысяч человек. Турция занимает второе место в мире по производству ювелирных изделий, и в 2021 году они отправили на экспорт ювелирных изделий из золота на $5 миллиардов», – сказал он.
Другой страной, где ювелирная отрасль также может значительно преуспеть, является Узбекистан.
«Наверное, вы не слышали выражение «узбекское золото», но теперь вы его услышите. Потому что в 2019 году в Узбекистане была принята концепция развития ювелирной отрасли, которая была подписана президентом (Узбекистана Шавкатом. – «Курсив») Мирзиёевым. Ювелиров освободили от НДС, уплаты акцизного сбора, ввозимые драгоценные, полудрагоценные камни освободили от уплаты пошлин и таможенных платежей. Поддержка ювелирной отрасли предоставляется не только путем предоставления налоговых льгот, но сейчас есть такой золотой кредит, где кредитуется именно покупка золота. И буквально недавно я разговаривал с ассоциацией ювелиров Узбекистана, они говорят довольно открыто, что скоро завалят своими изделиями весь Казахстан и страны Средней Азии», – сказал Жумагалиев.
Как ранее сообщил вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев, проекты, в которые инвесторы вложат 1 трлн тенге, принесут ежегодно 12 дополнительных тонн аффинированного золота.
В 2021 году стало известно, что в Казахстане до конца 2023 года завершат строительство пяти золотоизвлекательных фабрик (ЗИФ). Предприятия вместе будут выпускать около 14,8 тонны золота в сплаве Доре. После 2022 года совокупное производство этого драгметалла может увеличиться на 3,7%, до 122,5 тонны, а после 2023-го – на 12,5%, до 132,9 тонны золота в сплаве Доре.