Большинство стран мира продолжает бороться с курением, но успехи скромные: по данным Всемирной организации здравоохранения, число курильщиков в мире снизилось с 1,4 млрд в 2000 году до 1,3 млрд человек в 2022 году. Что можно предпринять, чтобы снизить вред от употребления никотина? Этот и другие вопросы обсудили на первом Евразийском никотиновом форуме в Нур-Султане.
В середине мая 2022 года американские ученые Боб Биглхол и Рут Бонита привели неутешительные прогнозы в научном журнале The Lancet: только 30 стран в мире смогут достичь поставленных ВОЗ целей по снижению числа курящих на 30% к 2030 году. При этом запретительную политику против курения авторы назвали неэффективной. Одна из самых работающих моделей борьбы с курением – концепция пониженного вреда. Людям, которые не могут в одночасье отказаться от употребления никотина, предлагают снизить наносимый здоровью вред за счет перехода на менее вредные способы доставки никотина.
Врач, член национальной ассоциации «Денсаулык» Гинтаутас Кентра считает, что потребители привыкают курить сигареты, и отказаться от них становится не так просто, несмотря на значительный вред. По его мнению, потребитель будет искать товар, которого требует организм. Однако врач видит возможность снизить вред в переходе курильщиков с традиционных сигарет на новые продукты.
В пример Кентра привел одно из недавних исследований, согласно которому системы нагревания табака снизили число случаев обострений при хроническом обструктивном бронхите на 40%.
Этот факт, считает заместитель директора департамента АПК и пищевой промышленности национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Еркен Наурзбеков, необходимо учитывать при регулировании отрасли. Он напомнил, что табачная отрасль, помимо прочего, занимает второе место по налоговым отчислениям в бюджет.
«В Казахстане ведут дискуссии по поводу данной продукции, предлагают радикальные инициативы по запрету ее оборота. Планируется увеличить ставки акцизов на изделия с нагревом табаком в 3,5 раза. Мы категорически против, поскольку акцизный налог – это налог за вредность, а платит его потребитель. Если продукт менее вредный, значит, налоговая нагрузка должна быть меньше», – сказал Наурзбеков.
По его словам, НПП предлагала ускорить принятие национального стандарта по никотиносодержащей продукции (НСП).
«Вопрос по электронным системам потребления никотина находится на согласовании. Мы предложили Минздраву ускорить принятие указанного стандарта, равно как и ускорить принятие техрегламента на НСП, который будет четко устанавливать требования к такой продукции, ставить заслон контрафакту и правильно регулировать рынок. В контексте открытых границ ЕАЭС данные шаги крайне необходимы», – добавил он.
Наурзбеков напомнил, что на примере снюсов и кальяна практика показала неэффективность вводимых запретов – вся эта продукция предлагалась в свободном доступе. Поэтому в НПП предлагают усилить госрегулирование, в том числе распространив маркировку на одноразовые электронные системы потребления табака.
«На рабочей группе по рассмотрению законопроекта по молодежной политике в мажилисе, где были инициированы запреты на продажу вейпов, мы выступили со своей позицией. Надеемся, госорганы в лице правительства и парламента прислушаются к нашим предложениям», – резюмировал представитель палаты.
Генеральный директор компании «БАТ» в субрегионе Россия, Турция, Кавказ, Центральная Азия и Беларусь Фарук Енер рассказал, что компания вкладывает существенные ресурсы – денежные, временные – в разработку альтернативных табаку продуктов, работая совместно с учеными, госрегуляторами, СМИ.
«Мы призываем ученых, правительства внести вклад в улучшение жизни более 40 млн человек в регионе, в Казахстане – более 4 млн граждан. В ЕАЭС 8 млн человек уже перешли на альтернативную продукцию, в Казахстане – 700 тыс. потребителей. Нашим приоритетом является концепция пониженного вреда в табачной отрасли», – отметил Фарук Енер.
Он сообщил, что в мире насчитывается более 1 млрд курильщиков традиционных сигарет. В странах ЕАЭС этот показатель составляет около 37 млн человек.
«Если мы будем стараться изменить статус-кво и предлагать альтернативы, то окажем огромное положительное воздействие на этих людей и их окружение. У людей должно быть право выбора. Важная роль отводится и правительствам, которые должны правильно классифицировать традиционные и новые НСП, у которых совершено разный профиль риска», – подчеркнул Фарук Енер.
Отсутствие согласованной политики по данному вопросу в правительстве отметила председатель правления национальной лиги потребителей Казахстана Светлана Романовская.
«Теперь обыкновенные сигареты, которые нам всегда твердят и говорят, что они наносят много вреда, будут дешевле стоить, чем та продукция, которая меньше вреда наносит. Минздрав чего добивается? Ну у нас не будет этих продуктов, значит, людям опять надо будет на табак перейти. Где тут справедливость? Кого спросили? Нет общей политики, понимания, кто куда идет, какие интересы лоббирует, чего хотят-то в конечном итоге – мы не понимаем», – заявила она.
По мнению Романовской, государство, если не уверено в достоверности существующих документов, могло бы заказать собственное исследование, чтобы понять различия во вредности старых и новых продуктов.
«Я считаю, нельзя запрещать. Надо регулировать, разрабатывать стандарты, необходимо понимать. Проводить исследования за счет госбюджета. Если считают, что какие-то организации, которые проводят исследования, проплачены, пускай свои проводят. У нас же тоже есть специалисты, пусть проведут независимые исследования и нам правду скажут. И если это действительно более безопасный продукт, то я думаю, что государству нужно не делать его дороже, а наоборот, давать преференции, чтобы это развивалось и давало возможность людям иметь доступные по цене и качеству продукты, которые снижают вред», – отметила она.
В случае же введения фактического запрета на новые продукты, считает Романовская, люди будут употреблять традиционные сигареты, которые в том числе могут быть ввезены из Кыргызстана или других соседних стран.