Как School Of Design PoliMi меняла стратегию, чтобы отвечать на запросы бизнеса

Опубликовано (обновлено )
Шеф-редактор газеты
Редактор по постсоветскому пространству издания «Курсив»
И почему компании Pepsi и Toyota готовы платить за идеи студентов из миланской школы дизайна

School Of Design Politecnico di Milano встроена – в прямом и переносном смысле – в индустриальную историю Милана. Кампус школы «вживлен» в промышленные здания Бовиза – некогда производственного района Милана. Всю свою историю школа перестраивала образовательную стратегию под запросы бизнеса и одновременно помогала компаниям меняться, чтобы те могли выживать на конкурентном рынке.

Миланский политехнический университет (Politecnico di Milano, или PoliMi), точнее, инженерная школа, появился еще в 1863 году. На его базе в 1926-м открылась Школа архитектуры. В 1993-м PoliMi ввел университетскую программу по промышленному дизайну – это был первый подобный опыт в Италии. В 2000-м в университете открылась Школа дизайна.

«В 1993-м, когда мы начинали университетскую программу, то преподавали индустриальный дизайн: что такое продукт и как делать продукт внутри компании, это было связано с технологиями и инженерией. Но теперь все поменялось. Сейчас студентам прививают открытое мышление, чтобы они могли понимать, какие сценарии развития можно ожидать в следующее десятилетие. Это более важно для компаний», – объясняет разницу профессор Серджио Камподалл’Орто, который читает курс «Дизайн стартапа» в Школе дизайна Миланского политехнического университета.

Фото: Татьяна Николаева

Идеи витают в пространстве

Кампус Школы дизайна в Бовизе появился в конце 90-х в бывших помещениях компании Ceretti & Tanfani, которая производила канатные дороги. «В наследство» от компании школе достались огромные светлые пространства. В разных корпусах, на разных уровнях расположено множество лабораторий и мастерских – для столярных работ, для работ по металлу, швейные мастерские, раскройные помещения, для экспериментов с различными материалами, для работы с 3D-печатью, фото- и видеостудия. Всего не перечислишь! В этих мастерских и лабораториях студенты работают по расписанию.

Есть в кампусе и огромное пространство – открытая лаборатория, где можно заниматься в любое время практически любой деятельностью, для этого оборудованы рабочие места. Open lab забита студентами, которые сидят по одному или группами и придумывают или доделывают то, что не успели сделать «по расписанию». Такое открытое пространство позволяет здесь и сейчас создавать студентам свои проекты и «опыляться» идеями, сотрудничая с другими начинающими дизайнерами.

Эти идеи востребованы не только среди однокашников. В Школу дизайна обращаются компании, которым нужен студенческий креатив. «Разница между дизайнерами, которые уже работают на предприятии, и студентами – в том, как они мыслят. Студенты не зависят от рынка, свободны в своих взглядах, у них свежие идеи», – объясняет Маттиа Италия, аспирант Школы дизайна.

Фото: Татьяна Николаева

Компании платят, чтобы школа работала над их проектами. «Иногда государство выдает МСБ гранты, которые компании могут использовать в школах дизайна. Для государства очень важно устанавливать связь между компаниями и университетами, оно также заинтересовано в том, чтобы маленькие компании развивались, наращивали компетенции», – говорит Серджио Камподалл’Орто.

В качестве показательного примера сотрудничества школы и бизнеса он приводит компанию по производству ножей Sanelli. «Они пришли сюда, чтобы мы поработали над новой формой ножей. Но мы им предложили другую идею: сделать ручки их ножей зелеными – так они будут отличаться от всех других ножей, у которых традиционно черные рукоятки. Люди стали узнавать ножи по этой рукоятке – и продажи Sanelli пошли вверх. Сейчас эту компанию, которая расположена в деревне с 2300 жителями, знают во всем мире. Суть не в том, чтобы проводить исследования, тратить деньги на новые технологии. Иногда достаточно идеи, чтобы выиграть у конкурентов», – рассказывает профессор.

В Школу дизайна обращаются и такие крупные компании, как Toyota, Samsung, Pepsi. Последняя устраивала в школе воркшоп, на котором студенты разрабатывали для пищевого гиганта варианты упаковки для мини-порций. Такая упаковка позволяет встроиться в новый тренд приема пищи – несколько раз в день небольшими порциями. Студенты выбирали определенную, очень специфическую группу потребителей – лыжники на склоне, студенты в кампусе, зрители в кинотеатре. Для этих групп они придумывали продукт – удобные упаковочные блоки, куда легко помещаются мини-порции.

Дизайн будущего

Особое место в школе у стратегического дизайна. Это уже скорее про систему мышления, нежели про форму продукта и материалы, из которых он изготовлен.

Технологические инновации, культурная и экономическая глобализация, растущие требования к экологической устойчивости несут бизнесу и проблемы, и возможности. Помочь компаниям по максимуму избежать первых и использовать вторые смогут те сотрудники, у которых развит навык визионера, которые в буквальном смысле «чувствуют» инновации и способны создавать решения, встроенные в новые бизнес-модели. Только такие люди смогут разрабатывать продукты и услуги, которые предвосхищают нормы завтрашнего дня. А сегодня ценность продуктов создается благодаря тому, что они превосходят пожелания клиентов.

Маттиа Италия, который изучает «продуктовый дизайн», приводит пример своей работы в области стратегического дизайна. Сейчас учебное заведение в коллаборации с компаниями – производителями упаковки отбирает материалы, более подходящие для устойчивой (читай: более экологичной и пригодной к переработке) упаковки.

Спрос потребителей на продукты и услуги нового поколения, более соответствующие принципам устойчивого развития, обещают большие перспективы предприятиям, которые смогут воспользоваться возможностями дизайнерского мышления. «Если ты имеешь видение будущего, твоя креативность будет направлена в правильную сторону», – говорит Серджио Камподалл’Орто и добавляет, что специалист в стратегическом дизайне становится рядом с руководителем бизнеса.

Стратегический дизайн – относительно новое направление в образовании, но в Италии дизайнеры исторически работают в тесном симбиозе с предпринимателями (особенно в связанном с модой, интерьером и т. д. секторе МСБ). Именно дизайн позволял таким компаниям определить свою идентичность и проявить себя на внутреннем и международном рынках. «Это отношение почти всегда характеризуется прямой связью между предпринимателем и дизайнером, при которой от дизайнера требуется не только придать форму идеям, но скорее понять и интерпретировать потребности, предвосхитить желания, построить «рамку смысла» вокруг рыночного предложения. Итальянский предприниматель обычно обсуждает с дизайнером разработку новых продуктов, определение рыночных возможностей и возможных решений», – написал в работе «Стратегическая роль дизайна: Итальянская история» профессор Миланского политеха Алессандро Дезерти.

«Италия – родина креатива, потому что мы креативили всегда, в этом вся наша история», – заключил Серджио Камподалл’Орто, пролистывая слайды с фото живописных и архитектурных шедевров эпохи Возрождения.

Читайте также