Как подделки произведений искусства попадают в музеи и на аукционы
На прошлой неделе ФБР конфисковало все 25 работ с выставки американского художника Жана-Мишеля Баския в Художественном музее Орландо. У федерального бюро расследований есть основания сомневаться в истории происхождения произведений и их подлинности, — пишет The New York Times. Особую остроту ситуации придает тот факт, что в последние несколько лет на арт-рынке наблюдается бум на работы Баския: в рейтинге самых дорогих картин 2021 г., составленном Bloomberg, его In This Case («В этом случае») находится на втором месте (была продана за $93,1 млн на аукционе Christie’s). Еще дороже (примерно $100 млн), по мнению экспертов, могли бы стоить картины с выставки в музее Орландо, если бы они были подлинными.
Kursiv.media предлагает вспомнить самые известные истории подделок произведений искусства.
Корона скифского царя одесской работы, Лувр
В 1896 году в зале античного искусства в Лувре была выставлена «тиара Сайтаферна» — золотой головной убор, принадлежавший, согласно музейной подписи, скифскому царю, который жил в III веке до нашей эры. По форме экспонат скорее напоминал воинский шлем, чем царскую корону, с отчеканенными на нем сценами из античной жизни, где можно было увидеть Ахилла, Патрокла и Одиссея. «Чудо древнего искусства» демонстрировалось в самом известном французском музее до 1903 года, когда художник с Монмартра Анри Майенс, привлеченный к суду за подделки, объявил, что тиара скифского царя на самом деле – его работа. История попала в газеты, и экспонат сразу привлек внимание посетителей: по некоторым источникам, за несколько дней марта 1903 года Лувр посетили больше 30 тыс. человек – специально чтобы посмотреть на «античную тиару».
Вскоре в газетах появилось новое сообщение: о том, что тиару сделали вовсе не на Монмартре, а в Одессе. Ее заказали граверу Израилю Рухомовскому, как он расскажет позже, якобы для подарка известному археологу – поэтому очень важно было соблюсти иллюзию подлинности. Заказчики даже приносили ему книги и другие материалы, которые он использовал в работе.
Этими заказчиками были известные торговцы антиквариатом (как подлинным, так и поддельным) братья Гохманы. Получив «корону скифского царя», они увезли ее в Европу, где сначала показали дирекции Венского музея, но там, как писали СМИ, не нашлось нужной суммы для покупки. Потом ее предлагали другим европейским музеям, и в конце концов тиара добралась до Лувра, где ее и купили за очень большие по тем временам деньги – 200 тыс. франков.
Ювелира Рухомовского не стали привлекать к ответственности (он же не продавал тиару музею), наоборот, признали его талант, наградив золотой медалью «Салона декоративных искусств».
Сегодня «корона скифского царя» по-прежнему находится в Лувре — в «зале подделок» вместе с многочисленными «Джокондами», а на доме в Одессе, где жил и работал автор короны, установлена мемориальная доска: «В этом доме в 1896 г. гравер и ювелир Израиль Рухомовский создал всемирно известную «Золотую тиару скифского царя Сайтоферна»».
Картина Шишкина голландского происхождения, Sotheby’s
Весной 2004 года на русских торгах Sotheby’s был заявлен «Пейзаж с ручьем» Ивана Шишкина. Ее подлинность была подтверждена не только специалистами знаменитого аукционного дома, но и экспертами Государственной Третьяковской галереи (Россия). Пояснялось, что это одна из ранних работ знаменитого русского художника, написанная им во время стажировки в Европе у художников дюссельдорфской школы живописи – той самой, что достигла особенных успехов в жанре пейзажа. Ученическая работа будущего «певца русского леса» считалась одним из топ-лотов торгов и была предварительно оценена в 550-700 тыс. фунтов стерлингов ($1-1,28 млн).
Картина не только не была продана, она даже не попала на аукцион. В последний момент перед торгами ее узнали представители шведского аукционного дома Bukowskis: за год до этого, в мае 2003-го, полотно «ушло с молотка» на их аукционе за $57,4 тыс., с превышением стартовой цены в шесть раз — редкий случай для картины малоизвестного художника. Потому что автором пейзажа был не Иван Шишкин, а голландец Маринус Куккук.
Понятно, что перед тем как картина отправилась на Sotheby’s под авторством великого русского живописца, ее слегка «подправили», удалив «ненужные детали» — в частности, людей и ягненка, и скромно подписав «Schischkin 1863».
Два одинаковых Гогена на Christie’s и Sotheby’s
Еще один (вернее, два) аукциона, которые могли бы закончиться скандалом. В мае 2000 года два самых авторитетных аукционных дома, Christie’s и Sotheby’s, обнаружили, что им одновременно предложили одну и ту же картину – «Вазу с цветами» Поля Гогена. То есть картин было две, и обе они имели сертификаты подлинности. Полотна отправили на экспертизу, и оказалось, что одно из них – подделка. Подлинник предложил известный нью-йоркский арт-дилер и галерист Али Сахай, высокохудожественный «фейк» — галерея из Токио.
Как и в случае с работами Жана-Мишеля Баския (см.выше), расследованием занялось ФБР, и вскоре выяснилось, что у подлинника и копии один и тот же адрес: галерея Али Сахая. Оказалось, что, кроме галереи, у арт-дилера была мастерская, где безвестные художники копировали купленные им полотна. Если копия хорошо получалась, Али Сахай продавал ее галеристам из Азии, снабжая сертификатом подлинности, выданным для картины-оригинала. А оригинал снова отправлял на экспертизу, и уже с новым сертификатом продавал галеристам в Европе и Америке.
Кто же знал, что однажды два этих параллельных «канала сбыта» пересекутся.
Дилер попал в тюрьму, заплатив больше $12 млн штрафа. А еще у него конфисковали 11 картин – подлинников, разумеется.
«Одалиска» почти за $3 млн, Christie’s
В ноябре 2005 года картина Бориса Кустодиева «Обнаженная в интерьере» (названная в каталоге «Одалиской») была продана на русских торгах Christie’s за $2,9 млн при оценочной стоимости $320, 390 тыс. Несложно подсчитать, что эстимейт был превышен почти в 8 раз: картина стала самым дорогим лотом аукциона. Вскоре новые владельцы (фонд Aurora Fine Art) вывезли ее в Россию, где провели экспертизу. Российские специалисты не подтвердили авторство Кустодиева, сообщив, что «полотно принадлежит кисти неизвестного художника и представляет собой намеренное ввоспроизведение любимой темы известного русского живописца Кустодиева».
Фонд Aurora Fine Art, подконтрольный российскому миллиардеру Виктору Вексельбергу, подал в суд на Christie’s.
Поддельные терракотовые воины, Гамбургский этнографический музей
Знаменитая «терракотовая армия» императора Ци Шихуаня очень редко экспонируется за рубежом. Поэтому каждая выставка скульптур, внесенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО, вызывает большой ажиотаж. Так было и в 2007-2008 годах в Лондоне: в Британский музей выстроилась огромная очередь из желающих увидеть «восьмое чудо света».
Позже руководство музея объявит, что выставку «Ци Шихуань: китайские терракотовые воины и кони» посмотрели 850 тысяч человек, а общее число посетителей в выставочном сезоне 2007-2008 гг. достигло 6 млн (по сообщению агентства Синьхуа).
Тем интереснее прозвучала новость из Германии: в ноябре того же 2007 года Гамбургский этнографический музей тоже открыл выставку терракотовой армии — «Власть после смерти». Организаторы обещали показать 10 настоящих древних воинов и сто современных копий, но собрать большое количество посетителей им не удалось. Вскоре после открытия выставки к ним обратились чиновники из китайского Сианя (города, где находится музей терракотовой армии) с вопросом: откуда экспонаты? По словам китайцев, единственная авторизованная выставка армии Ци Шихуаня в то время проходила в Британском музее, а о том, что происходит в Германии, они впервые услышали в теленовостях.
Как оказалось, воинов предоставила компания Centre of Chinese Arts and Culture («Центр Китайских Искусств и Культуры») из Лейпцига, и, кстати, именно там они провели первую выставку терракотовой армии – но тогда, как писали СМИ, было объявлено, что в экспозиции только копии.
В конце декабря выставку в Гамбурге закрыли, посетители музея (больше 10 тысяч) получили свои деньги за билеты обратно, а пресса назвала произошедшее «крупнейшей художественной аферой десятилетия».