Турция расследует происхождение зерна на борту судна «Жибек жолы», стоящего на якоре в порте Карасу. Ранее Украина заявила, что груз был украден. Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на высокопоставленных чиновников Турции.
Посол Украины в Анкаре Василий Боднар в пятницу сообщил, что страна призвала Турцию принять меры в отношении судна, которое покинуло Бердянск с 7 тыс. тонн зерна на борту. В понедельник министр иностранных дел России Сергей Лавров подтвердил, что судно было российским, но сказал, что Москва все еще работает над выяснением обстоятельств произошедшего.
По словам одного из чиновников, Турция осторожно относится к ситуации, поскольку работает над организацией четырехсторонних переговоров с ООН, Россией и Украиной по созданию черноморского коридора для возобновления поставок украинского продовольствия, прерванных из-за войны. Он добавил, что Турция может провести диалог при поддержке ООН уже на следующей неделе.
Война в Украине задерживает поставки зерна, на которое рассчитывают развивающиеся страны Африки к югу от Сахары и других регионов. Мировые лидеры пытаются предотвратить нехватку продовольствия, которая может привести к росту политических волнений по всему миру, поскольку из-за перебоев в торговле стоимость зерновых культур, топлива и удобрений резко возросла, а цены на продовольствие растут самыми быстрыми темпами.
Украина попросила задержать судно «Жибек жолы» 2 июля.
Казахстанская компания АО «KTZ Express» 1 июля сообщила, что 26 октября 2021 года ТОО «KTZ Express Shipping» (судовладелец) заключило договор бербоут-чартера с российской компанией ООО «Грин-Лайн», в том числе на следующих условиях: передано судно «Жибек жолы» дедвейт по 7 тыс. тонн без права передачи третьим лицам (приобретено в 2016 году у Невского судостроительно-судоремонтного завода); срок действия – до 30 ноября 2022 года; имеется санкционная оговорка согласно международной практике: предусмотрены гарантии со стороны ООО «Грин-Лайн», что они на дату заключения договора и в течение срока действия не подпадают под какие-либо санкции. В противном случае у судовладельца имеется право немедленно расторгнуть договор.