Ушли в минус
Kursiv Research собрал и проанализировал статистику ставок центробанков и инфляции 82 стран мира и еврозоны. На начало июля 2022 года в 70 странах из 83 реальные ставки оказались отрицательными.
Реальные ставки, приведенные в материале, рассчитаны через уравнение Фишера. Для удобства восприятия мы разделили все страны, по которым доступна и существенна информация о ставках центробанков, на две группы. В первую вошли страны ОЭСР и «Большой двадцатки» (G20), во вторую – все остальные страны.
В группе ОЭСР+G20 отрицательные реальные ставки наблюдаются в 26 странах из 30. При этом в 25 из них реальные ставки ниже 1%. Наибольшая глубина отрицательной ставки зафиксирована в Турции: –64,62%. Четырьмя экономиками этой группы, где наблюдались положительные реальные ставки, оказались Китай (+1,60%), Бразилия (+1,52%), Мексика (+0,10%) и Саудовская Аравия (+0,05%). Медианное значение реальной ставки в этой группе составило минус 3,85%, среднее – минус 5,95%.
Похожая ситуация в группе прочих экономик. Из 53 стран реальные ставки ниже нуля встречаются в 44, причем в 34 значение показателя ниже –1,00%. В восьми странах наблюдаются положительные реальные ставки, в том числе шесть стран, где их значение превышает 1,00%. Медианная реальная ставка по этой группе равна минус 2,75%, средняя – минус 3,51%.
Наиболее серьезный разрыв между ставками ЦБ и инфляцией зафиксирован в Болгарии и Фиджи. В восточноевропейской стране, которая входит в ЕС, но по-прежнему сохраняет независимость в денежно-кредитной политике (вход в еврозону запланирован на 2024 год), при нулевой базовой ставке Болгарского национального банка инфляция в мае достигла 15,6%. Еще глубже реальная ставка в Фиджи: –17,95% из-за инфляции в 18,2% при ставке ЦБ 0,25%.
Позитивной реальная ставка остается в Армении, Гамбии, Макао и Вьетнаме. Однако во всех этих случаях ее значение не превышает 2,00%. В Узбекистане реальная ставка равна 5,00%, в Таджикистане – 5,75%, в Украине – 7,00%. Единственным участником группы с нулевой реальной ставкой стал Кыргызстан с инфляцией на уровне 14,0%. Близкий к этому результат у Казахстана: при инфляции по итогам июня 14,5% базовая ставка Нацбанка РК – 14,00%. Еще в апреле реальная ставка в Казахстане была позитивной, в мае стала равна нулю, а к июлю ушла в поле слабоположительных значений.
Следует обратить внимание на то, что все развитые рыночные экономики сейчас имеют негативные реальные ставки, а позитивные ставки или нейтральные фиксируются у развивающихся стран – в том числе у тех, которые испытывают трудности, связанные с военными конфликтами, выстраиванием рыночных институтов. Возможно, это связано с тем, что большая часть центробанков пытается сохранить конкурентоспособность своей экономики, понимая, что фактор инфляции сейчас временный и после восстановления цепочек поставок уровень цен в экономиках вернется к докризисным траекториям.