Владельцы офисных зданий только в Нур-Султане могли бы получить экономию 7,7 млрд тенге в год, внедрив энергоэффективные технологии. Такие расчеты сделали в ассоциации QazProperty. Но собственники бизнес-центров не стремятся к зеленой модернизации и хотят получить господдержку до того, как начнут экономить на энергоносителях.
Главные потребители энергии в Казахстане, как и во всем мире, – промышленность и здания. За шесть лет, с 2014 по 2020 год, доля промышленности в общемировом энергопотреблении сократилась с 45 до 31%. А доля зданий, наоборот, возросла – с 33,8% в 2014 году до 43,5% в 2020-м, и сейчас самый большой расход энергии в мире приходится именно на здания (данные исследования Всемирного банка).
Куда уходят мегаватты
Энергосберегающие технологии, по оценкам экспертов, позволят владельцам зданий экономить до 80% на эксплуатационных расходах. В ассоциации управляющих и сервисных компаний QazProperty подсчитали возможности экономии на примере столичных бизнес-центров (БЦ). Самые крупные энергопотребители в БЦ – системы отопления, вентиляции и кондиционирования, которые съедают до 60% всей электроэнергии (самые большие расходы в северных регионах). Затраты на эксплуатацию этих систем при грамотном подходе к проектированию можно снизить на 30–80% от стандартных решений.
«Наиболее существенную экономию можно получить, используя системы рекуперации тепла и вытяжного воздуха – их установка позволяет сократить расходы на вентиляцию до 80%, – приводит пример директор инженерной компании «Грэйхаунд МА» Александр Деревянко. – При этом удорожание оборудования составит 30–50% и окупится менее чем за 1,5 года».
Еще один способ сэкономить – использовать LED-лампы. Затраты на освещение при этом можно сократить на 75%, а вложения окупить за 1,7 года, прикинули в QazProperty.
Если дополнить проект модернизации бизнес-центра другими энергоэффективными решениями (инвенторные компрессоры, тепловые насосы, автоматизация управления энергоприборами и т. д.), экономия на каждый квадратный метр офисных площадей составит 165 кВт, или 4290 тенге. Для офисного здания площадью 5 тыс. кв. м это 21,4 млн тенге в год.
Опираясь на эти расчеты, можно оценочно предположить: столичные офисы (суммарная площадь 1 788 597 м2) в год могут сэкономить 295 118 МВт, или 77% от всей энергии, потребляемой бизнес-центрами Нур-Султана. В деньгах это 7,7 млрд тенге.
Тем не менее энергоэффективных офисных зданий в РК – от силы три десятка.
Чтобы деньги сэкономить, нужно сначала их потратить
Без модернизации здания его собственник не получит многомиллионную экономию. А модернизация обходится дорого. Тот же QazProperty рассчитал стоимость проекта повышения энергоэффективности офисного здания площадью 5 тыс. кв. м – получилось более 80 млн тенге инвестиций со сроком окупаемости (по разным единицам оборудования) от 1 до 7 лет.
При поэтапной модернизации затраты можно снизить, но и эффект от реализации проекта собственник получит позже. «Один из членов нашей ассоциации в 2014–2021 годах провел поэтапную модернизацию бизнес-центра. Для экономии электроэнергии здание было подключено к централизованным сетям теплоснабжения, установлены LED-освещение и датчики движения, заменены фанкойлы, термостаты. В общей сложности на проект затрачено 378 млн тенге. Модернизация позволила собственникам сократить потребление электроэнергии на четверть (с 5,8 кВт в 2015 году до 4,3 млн кВт в 2021 году). За этот же период тарифы поднялись с 15 до 22 тг.кВт. Как результат, годовые затраты на электроэнергию остались на том же уровне – около 90 млн тенге в год», – приводит пример Александр Деревянко.
Неэффективный – ну и пусть
Большинство собственников казахстанских офисных зданий не мотивированы применять зеленые стандарты, считают в QazProperty. И выделяют несколько факторов влияния: с одной стороны, относительно невысокая стоимость энергии и отсутствие законодательных требований к энергоэффективности, с другой – высокие первоначальные затраты. Кроме того, участники рынка обращают внимание на недоработки в программах госстимулирования зеленых зданий.
«Мы обращались за льготным кредитованием по программе ПРООН на модернизацию здания торгового центра с применением зеленых технологий. Но нам отказали, так как ранее мы получили льготный кредит по «Дорожной карте бизнеса» (ДКБ). Хотя эти программы направлены на разные цели: ДКБ – на развитие предпринимательства, а ПРООН – на зеленые технологии», – сетует директор управляющей компании Property Management Group Кайрат Кокенов. Он объясняет, что система поддержки зеленых проектов со стороны государства есть – «Даму» по программе ПРООН субсидирует процентную ставку кредита на покупку энергоэффективного оборудования. Но программа распространяется на ограниченный перечень проектов. «Из перечня приоритетных секторов экономики государственной программы поддержки бизнеса в 2022 году был удален ОКЭД 68.2 «Аренда и управление собственной или арендуемой недвижимостью». Теперь владельцы зданий и управляющие компании, 90% которых работают по этому ОКЭД, не могут получать субсидии и другую поддержку, в том числе по зеленому строительству», – резюмирует Кокенов.
Льготы для зеленых офисов со сниженным энергопотреблением принесут пользу не только владельцам зданий, убеждают участники рынка. Города снизят углеродный след, а государство – энергодефицит. Если все офисы Нур-Султана станут энергоэффективными, то, подсчитали в QazProperty, общереспубликанский дефицит энергии снизится на 5%.
Национальный эксперт по развитию потенциала в области энергоэффективности, представитель ПРООН Гаухар Койбагарова написала авторскую колонку о том, как государство поддерживает энергоэффективные проекты. Ознакомиться с ней можно по ссылке.