FRHC нанимает новых аудиторов и меняет структуру
Взаимные санкции Запада и РФ сделали невозможной работу публичных бизнесов с западными деньгами в России. Компании вынуждены искать другие пути развития, продавать свои активы. В такой же ситуации оказался листингованный на NASDAQ Freedom Holding Corp. (FRHC), имеющий бизнесы в России, Украине, Казахстане и многих других странах. О том, как происходит трансформация холдинга, рассказывает финансовый директор FRHC Евгений Лер.
– Евгений, каковы основные показатели холдинга за последний квартал?
– Чистая прибыль Freedom Holding Corp. (FRHC) составила $59 млн, показав рост на 7,2% и по итогам первого квартала 2023 финансового года, который закончился 30 июня 2022 года. За аналогичный период 2021 года чистая прибыль составила $55 млн. Наш отчет опубликован на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC).
Прибыль на акцию по сравнению с аналогичным периодом 2021 года выросла и составила $0,99 (ранее – $0,93), прочий совокупный доход вырос с $59 млн до $83 млн. Выручка холдинга за квартал выросла на 56%, до $227 млн.
За квартал активы и обязательства холдинга увеличились на $620 млн и $559 млн соответственно. По состоянию на 30 июня 2022 года количество брокерских клиентских счетов холдинга составило 479 тыс. (рост 17% к 31 марта 2022 года).
– Что повлияло на рост выручки FRHC?
– У нас выросли комиссионные доходы на 36%, до $132 млн, за счет увеличения количества клиентских счетов. Процентный доход вырос на 96%, до $49 млн, за счет увеличения общего размера торгового портфеля и количества облигаций в нем, а также роста количества выданных займов. Доход от страховой деятельности вырос на 71%, до $24 млн.
Мы получили прирост нашего комиссионного бизнеса, во многом потому, что в нашем регионе из-за снижения конкуренции со стороны российских участников рынка многие компании стали испытывать инфраструктурные сложности, и на этом фоне мы нарастили объем бизнеса, потому что мы смогли сохранить имеющуюся инфраструктуру.
– Какие причины роста вашего бизнеса, в том числе сегмента по торговле потоком клиентских заявок?
– Наш бизнес по предоставлению доступа к торговле финансовыми инструментами на локальных торговых площадках динамично развивается на фоне растущего интереса к иностранным фондовым рынкам у клиентов. На текущий момент существенную часть выручки нашего европейского брокера составляет доход от торговли потоком клиентских заявок. (О том, как работает этот бизнес, можно прочитать здесь). Сейчас мы бы хотели пригласить европейских маркетмейкеров в бизнес по торговле потоком клиентских заявок из Европы во Freedom Finance Global, который зарегистрирован в Международном финансовом центре «Астана» (МФЦА). Эта площадка позволяет вести прозрачный бизнес под надзором AFSA.
Выручка от связанных сторон, указанная в нашем последнем квартальном отчете, составляет около $102 млн. Данные доходы отражаются в финансовой отчетности холдинга как комиссионные доходы нашего европейского брокера от маркетмейкера, работающего с нашим пулом клиентов и клиентских ордеров.
– Согласно отчету, холдинг за квартал увеличил расходы на 84%. Почему?
– Во-первых, рост операционных расходов на $32 млн связан с затратами по заработной плате из-за роста холдинга: мы нанимали новых сотрудников, у нас выросли расходы по вознаграждению, выпуску ограниченных грантов на акции ключевым сотрудникам; увеличились затраты по рекламе, благотворительности и спонсорским расходам.
Во-вторых, рост процентных расходов на $29 млн произошел из-за увеличения объема краткосрочного финансирования за счет соглашений РЕПО по ценным бумагам и процентных расходов по депозитам, что стало результатом роста депозитных счетов клиентов.
– Расскажите подробнее о требованиях к аудиту холдинга.
– Американские «дочки» и головная компания FRHC готовят финансовую отчетность по принципам, стандартам и процедурам бухгалтерского учета публичных компаний США (US GAAP), согласно общим требованиям биржи NASDAQ, американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) и Управления по регулированию финансовой индустрии (FINRA). Дополнительно дочерние организации FRHC за пределами США составляют финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, МСФО (IFRS) согласно требованиям местного законодательства.
Более того, дочерние компании холдинга в Казахстане, Европе, РФ и Украине аудируются по МСФО для национальных регуляторов в своих юрисдикциях.
– Кто ваши аудиторы?
– Информация о нас публична, мы работаем со всей «большой четверкой» в рамках услуг по аудиту МСФО отчетности, аудиторским обзорам, услуг, связанных с нашими M&A активностями, налоговых и юридических консультаций.
Компании холдинга представлены в 11 странах мира, при этом ключевыми сегментами являются лицензированные брокеры, банки и страховые компании, которые по регуляторным требованиям обязаны проходить внешний аудит. Например, казахстанский сегмент бизнеса FRHC – банк, брокеры страховые компании — аудируется Deloitte. Европейский брокер – KPMG.
Аудит для американской биржи проводится компанией WSRP в соответствии со стандартами Наблюдательного совета по ведению финансовой отчетности публичных компаний США (PCAOB). WSRP имеет аккредитацию для проведения аудиторских проверок компаний, акции которых находятся в свободной торговле в США.
В рамках правил PCAOB холдинг проходит отдельный аудит системы внутренних контролей в отношении подготовки финансовой отчетности FRHC по требованиям закона Сарбейнза — Оксли (Sarbanes-Oxley Act, SOX). Этот документ регламентирует соответствие стандартам управления рисками по концепции COSO (Комитет организаций — спонсоров Комиссии Тредуэя). Сегодня стандарт внутреннего контроля COSO используют большинство крупнейших компаний мира для построения и оценки надежности и эффективности своих систем внутреннего контроля.
– Холдинг раньше аудировался компанией WSRP. Почему меняете аудитора?
– Аудитора приняли решение менять и уведомили его о том, что откажемся от его услуг в следующем году. После этого мы попросили аудиторов поддерживать нас еще один квартал, потому что big4 ушли из России.
Мы с ними работали много лет по US GAAP. Компания WSRP участвовала в создании и становлении FRHC. Вместе с ними мы создали холдинг, наше сотрудничество оказалось плодотворным и эффективным. WSRP всегда успевала за нашим ростом, эксперты компании оказывали поддержку бизнесу холдинга, жестко соблюдая требования по раскрытию информации и к проведению аудита.
Мы понимали, что с ростом бизнеса нам необходимо переходить на глобальный аудит одной из компаний «большой четверки». Это требование глобального рынка капитала: требуют все крупные инвестбанкиры, рейтинговые агентства.
Дополнительно наши партнеры поменяли профиль, уйдя в государственные и некоммерческие аудиты. Также аудит FRHC требует большого количества человеческих ресурсов, тогда как WSRP испытывал существенные сложности с персоналом на фоне общего тренда потери интереса со стороны молодых специалистов к профессии. Вообще, спрос на услуги аудиторов в штате Юта, где находятся WSRP, в настоящее время большой, потому что много бизнеса мигрирует в этот штат из соседней Калифорнии.
Процесс перехода FRHC к новому аудитору из «большой четверки» мы начали год назад, до российско украинского конфликта. Требования глобальных аудиторов изменились, они сами прошли через реструктуризацию и ушли из России. Разумеется, процесс смены аудитора трудоемкий — и с административный стороны, и с технической.
Сегодня мы проходим процедуры по принятию со стороны комитетов по комплаенсу, этике и рискам, готовим документацию, отвечаем на вопросы заинтересованных сторон.
– Как обстоят дела со сделками по страховым компаниям в Казахстане?
– В течение отчетного квартала мы официально закрыли все юридические и регуляторные процедуры по приобретению страховых компаний Freedom Finance Insurance и Freedom Finance Life.
– FRHC находится в процессе реструктуризации. Расскажите, что происходит.
– В нашем последнем квартальном отчете сказано: «В свете российско-украинского конфликта и последовавших за ним экономических санкций США, Великобритании и Европы, а также российских контрсанкций мы стремимся продать наши доли в двух наших российских дочерних компаниях — Freedom RU и Freedom Bank RU. Любая сделка, проводимая нами по продаже наших российских дочерних компаний, должна соответствовать санкциям США и соответствующим рекомендациям OFAC, а также российским контрсанкциям, действующим на момент продажи и любой связанной с ней сделки.
5 августа 2022 года Россия ввела запрет, ограничивающий возможность инвесторов из «недружественных государств» выводить инвестиции из российских предприятий определенных отраслей, что может ухудшить способность продать наши российские дочерние компании.
До тех пор, пока к нам не обратится желающий и способный покупатель, который будет соответствовать требованиям законодательств США и не нарушать санкции США, мы будем оказывать финансовую помощь только для «поддержания» наших российских «дочерних» компаний в соответствии с нашей ранее установленной практикой и для поддержки ранее существующих проектов и операций в соответствии с инструкциями OFAC. Мы не будем участвовать в финансировании новых проектов или расширении существующих проектов наших российских дочерних компаний».
– Появился ли покупатель на российский бизнес?
– Да, нами получены и рассматриваются предложения по продаже российского сегмента бизнеса — это брокерская компания и банк. Предстоящая сделка также должна быть согласована Центральным банком РФ. Новым владельцем российского бизнеса будет не связанный с нашей группой инвестор. Этот брокер будет развиваться на российском фондовом рынке, а российский банк будет специализироваться на расчетно-кассовом обслуживании и других банковских продуктах.
Мы и наши партнеры заинтересованы в скорейшем завершении реструктуризации холдинга. Как только появится возможность, мы публично расскажем о сделке с раскрытием всех деталей.
– А что происходит с казахстанским бизнесом?
– Большей частью нашего казахстанского сегмента владел российский бизнес, так было изначально. Это было связано с особенностями регулирования владения финансовыми организациями в Казахстане, наличием определенных требований к рейтингам, капиталу.
Планируется, что прямым владельцем казахстанского сегмента бизнеса FRHC будет американский холдинг. На данный момент мы находимся в процессе подачи документов в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка РК (АРРФР) для согласования холдинговой компании FRHC как крупного участника казахстанского сегмента бизнеса (банк, брокер, страховые компании).