Новости

Двух фигурантов дела по ЛРТ попросили освободить от ответственности

Адвокат Оразалин в ходе предварительного слушания 25 августа в специализированном межрайонном суде по уголовным делам города Нур-Султана направил ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении двух подсудимых за отсутствием состава преступления.

Напомним, 28 мая 2021 года по приговору специализированного межрайонного суда по уголовным делам Нур-Султана бывший депутат и секретарь городского маслихата Жанат Нурпиисов был приговорен к восьми годам лишения свободы с лишением права занимать должности на государственной службе, а экс-председатель правления АО «Astana Innovations» Талгат Ашим – к семи годам лишения свободы с лишением права работать на госслужбе. Суд установил, что организаторы преступления при участии бывшего руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Астана (Нур-Султан) Рашида Аманжулова и Нурпиисова утвердили завышенные затраты на услуги по разработке проектно-сметной документации, технического надзора. Кроме того, суд постановил удовлетворить в долевом порядке гражданский иск ТОО «CTS» (преемник ТОО «Астана ЛРТ») к ответчикам в части возмещения ущерба в 5,8 млрд тенге, в том числе от лиц, освобожденных от уголовной ответственности. Позднее было объявлено о направлении дела на новое рассмотрение.

«Я обратился к суду о том, чтобы прекратили уголовное дело в отношении моих подзащитных Нурпиисова и Ашим… Я считаю, что в отношении Нурпеисова и Ашим должны быть прекращены уголовные дела в связи с тем, что Нурпиисов и Ашим, как участники бюджетного процесса, действовали в рамках Бюджетного кодекса и их действия являются правомерными», – сообщил Оразалин.

«Нурпиисов и Ашим обвиняются в том, что подписали каждый в силу своих функциональных обязанностей документы, которые им инкриминируют в вину как совершение уголовного правонарушения. Какие же это документы? Документы следующие. В отношении Нурпиисова инкриминируется, что он подписал экономическое заключение. В этом уголовное преследование видит уголовное правонарушение, хотя подписание экономических заключений – это действие, предусмотренное Бюджетным кодексом. В силу своих функциональных обязанностей Нурпиисов должен был подписать данное экономическое заключение», – отметил адвокат.

В отношении Ашим инкриминируется в вину и считается уголовным правонарушением действие, выразившееся в подписании заключения экономической экспертизы. Кроме того, в отношении Нурпиисова инкриминируется подписание сводно-сметных затрат.

По словам Оразалина, его подзащитному инкриминируются завышенные суммы затрат. Вместе с тем, отметил адвокат, сводно-сметные затраты – это просто рабочая запись, где указываются суммы для рабочих совещаний.

«Они не являются юридическим документом и не порождают правовых последствий в целом», – сказал он.

Оразалин отметил, что решение о выделении бюджетных средств принимается республиканской бюджетной комиссией и в этом процессе нет понятия «сводно-сметные затраты».

«Поэтому подписание сводно-сметных затрат Нурпиисовым не является уголовным правонарушением и приписывание ему нахождения в этих сводно-сметных затрат завышенных сумм, приписывание ему уголовного правонарушения является необоснованным. Экономическое заключение, которое он подписал, также регламентировано Бюджетным кодексом. Экономическое заключение дает ответ на следующий вопрос: соответствует ли тот проект, который был предоставлен, управлением, которым руководил мой подзащитный Нурпиисов, программе развития города. Данное экономическое заключение не определяет сумму расходов, необходимых для реализации данного проекта», – сказал адвокат.

Он отметил, что, по мнению обвинения, завышены суммы расходов на услуги международных консультантов по управлению проектом, по проектированию и техническому надзору.

«Во всех трех направлениях задействованы международные консультанты. По управлению проектом французская компания «Систра», по проектированию – испанская компания «Типса» и «Бюро веритас» – по технадзору», – напомнил он. 

По словам адвоката, суммы за их услуги определялись не Нурпиисовым, а технико-экономическим обоснованием и финансово-экономическим обоснованием. Кроме того, отметил защитник, в 2014 году никаких нормативов по оплате услуг международных консультантов не было, поэтому, по его мнению, следствие не установило, относительно чего суммы были завышены.

«Все это привело к ложным выводам, поэтому завышения сумм, которое вменяется моим подзащитным, является неверным… Я вижу, что в рамках данного судебного заседания, в рамках предварительного слушания очевидно меняется обоснование, которое я сказал, поэтому я считаю, что у суда есть все основания для прекращения данного уголовного дела. Я прошу уважаемый суд уголовное дело в отношении Нурпиисова, Ашим прекратить», – сказал Оразалин.

В свою очередь адвокат Талгата Ашима Джохар Утебеков сообщил, что у суда есть право прекратить дело «здесь и сейчас» по статье 327 УПК. Защитник отметил, что в основе обвинения Ашима лежит заключение аудитора Ныгметжановой. При этом, по его словам, городской суд при отмене дела уже указал, что ее компетенция «вызывает вопросы».

«В ходе допроса то, что следствие пыталось устранить ее недочеты, выяснилось, что она не обладает строительным образованием, техническим образованием, компьютерно-техническим и так далее. Соответственно, аудитор в принципе не может оценивать инжиниринговые услуги, к которым относятся консультационные услуги по управлению этими проектами», – сказал Утебеков.

По его мнению, даже о потенциальной доказанности какого-либо ущерба не может быть и речи.

«Поэтому я полагаю, что мы только потеряем время, переходя в главное судебное разбирательство, и я поддерживаю своего коллегу Оразалина и прошу прекратить уголовное дело в этой части здесь и сейчас», – сказал адвокат.

Кроме того, защита обратила внимание на то, что иностранные компании, получившие деньги за выполненные услуги, были выделены в отдельное производство.

Ранее сообщалось, что суд запретил вести аудио-, фото- и видеофиксацию процесса по делу ЛРТ.