Как нормализовать денежно-кредитную политику в Казахстане

Опубликовано
CEO и мажоритарный акционер Freedom Holding Corp.
И способствовать качественному росту в условиях очень благоприятной сырьевой конъюнктуры
Тимур Турлов
Фото: Валерий Аяпов

Высокие процентные ставки сегодня на практике превращаются в субсидии коммерческим банкам – и есть лишь несколько способов преодолеть этот барьер и снизить нагрузку на госбюджет.

Казахстан – открытая экономика, сильно зависящая от динамики мировых цен на товары импорта и экспорта и от динамики валютных курсов. Общий рост индекса потребительских цен в США за последние 12 месяцев выше 8% в годовом выражении, в ЕС – 7%. Индексы продовольственных цен там растут выше общего индекса, в то время как у нас доля продовольствия в потребительской корзине гораздо больше.

Ослабление (даже временное) курса доллара к тенге – второй проинфляционный фактор, негативно влияющий на внутренние цены импортируемой продукции.

В настоящий момент небольшие экономики являются прямыми заложниками денежно-кредитной политики развитых стран, их собственная свобода маневра во влиянии на инфляцию является крайне ограниченной при относительно стабильном валютном курсе.

Безусловно, высокие процентные ставки способны влиять на сберегательное поведение людей. Проблема в том, что в Казахстане группа таких сберегателей, чувствительная к изменению процентной ставки, составляет 300–400 тыс. человек. Дифференциал в процентных ставках между США и Казахстаном уже радикально превышает разницу в инфляции между странами. Разница между ставками по тенге и доллару (14 – 1 = 13%) и разница в инфляции (12 – 8 = 4%) указывают на радикально более жесткую ДКП в Казахстане.

На практике же высокие процентные ставки представляют собой субсидию в пользу коммерческих банков и граждан с доходом значительно выше среднего. Масштаб избытка данной субсидии (300–800 млрд тенге в год) обеспечивается избыточными процентными расходами бюджета и квазигоссектора.

Господдержка на субсидирование процентов и роста ультрадорогих заимствований для обес­печения самих субсидий требует постоянного радикального увеличения, а это двойной удар по госбюджету.

Дороговизна кредита на оборотные средства сама по себе становится проинфляционным фактором.

Субсидирование само по себе является барьером, его предоставление замедляет процесс кредитования и существенно ограничивает гибкость финансовых институтов, не говоря уже об искривлении конкуренции.

Доступность дешевых рыночных финансовых ресурсов – это главнейший фактор развития любого предпринимательства в стране.

Современное технологическое производство всегда требует крайне высоких капитало­вложений, стоимость и доступность капитала критически важна для конкурентоспособности государства. Производство становится менее чувствительным к стоимости труда и даже к налоговым льготам и тарифам. При высоких процентных ставках мы проигрываем конкуренцию на размещение производства даже ближайшим соседям из-за колоссальной разницы в стоимости и доступности кредита.

Обеспечение кредитования по конкурентным процентным ставкам компаний сектора МСБ, производства, торговли, строительства критически необходимо для насыщения экономики товарами и услугами по приемлемым ценам, для роста деловой активности и сокращения неравенства. Доля кредитования бизнеса к ВВП в Казахстане с 2015 года сократилась в два раза и находится на рекордно низком уровне.

Именно поэтому главным фактором реального экономического роста должна стать программа роста кредитования к уровню процента от ВПП до уровня стран на сопоставимом уровне развития. Что для этого необходимо?

Первое. Нормализовать денежно-кредитную политику, синхронизировать ее с торговыми партнерами с поправкой на наличие/отсутствие индивидуальных шоков для каждой страны. Так, например, если, несмотря на инфляцию, соседи проводят мягкую ДКП, то мы должны поступать так же, чтобы сохранить конкурентоспособность экономики.

Второе. Национальный банк должен активно использовать ЗВР для сглаживания спекулятивных атак, но при этом позволять валютному курсу оперативно отвечать на изменение цен на ключевые товары импорта и экспорта, сглаживая шоки от падения цен на сырье через ослабление валюты.

Третье. При участии АФР рассмотреть контрцикличное смягчение пруденциальных нормативов при кредитовании ИП и юрлиц, создать дополнительные регуляторные стимулы для кредитования сегмента МСБ, четко описать и усилить роль Нацбанка как кредитора последней инстанции. Создать отдельные регуляторные льготы для банков по финансированию через РЦБ при публичных размещениях широкому кругу лиц на биржах РК.

Совокупность данных мер позволит радикально сократить не только расходы бюджета, но и размеры субсидий, а также будет способствовать качественному росту в условиях очень благоприятной сырьевой конъюнктуры и рекордного притока валюты в страну.

Читайте также