Ресурсы | Газета Курсив №35

Дефицит дизельного топлива в Казахстане. Как решить проблему

И поможет ли дифференцированный тариф
топливо
Фото: rudorogi.ru

В начале августа 2022 года в Казахстане был снова зафиксирован дефицит дизельного топлива. В связи с этим возникли ограничения на реализацию ГСМ, отпуск которого производится только по талонам и картам либо в ограниченном объеме. На местах это объяснялось тем, что топлива попросту нет на нефтебазах.

В Минэнерго РК тем временем заверили, что делают все возможное для того, чтобы обеспечить страну ГСМ и исключить дефицит. Поставки со всех трех НПЗ налажены, идет постоянный мониторинг запасов на нефтебазах и АЗС. Однако топлива не хватает. Власти связывают этот факт с возросшим спросом на дизельное топливо со стороны владельцев большегрузного транзитного транспорта из соседних стран. По данным Пограничной службы, в Казахстан в день заезжает около 4,5 тыс. единиц грузового транспорта, из которых около 70% – иностранный транспорт. На деле дефицит дизельного топлива в осенний и зачастую весенний период — явление не новое и лишь частично связано с транзитным транспортом. Дефицит нефтепродуктов ежегодно складывается из-за проблем с производством на трех крупных НПЗ страны.

Дифференцированный тариф и «серый» импорт

В середине июля в ходе расширенного заседания правительства президент сказал, что, по оценкам экспертов, осенью в стране может опять возникнуть дефицит дизельного топлива. Тогда он поручил правительству и Агентству по защите конкуренции выработать дифференцированные цены на нефтепродукты для транзитного транспорта и по периметру границы. В рамках исполнения поручений президента 14 июля 2022 года был вынесен и 22 августа 2022 года вступил в силу приказ министра энергетики, устанавливающий предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов через стационарные автозаправочные станции.

Эксперт в сфере рынка нефти и нефтепродуктов Ерлан Жаукин отметил, что в отношении топливного рынка государство преследует социальные цели, так как не все продукты, имеющие социальное значение, включая дизельное топливо и бензин АИ-92, регулируются государством. В соседних странах и в целом в мире цены на дизельное топливо выросли практически вдвое относительно цен в РК, что, соответственно, привлекает транзитный транспорт.

«В принципе, сама по себе мера по применению дифференцированных тарифов для резидентов и нерезидентов имеет право на жизнь, но она не действенная, так как, по моему мнению, будет способствовать коррупции на самих АЗС. Сотрудники заправок просто будут заправлять водителей-неграждан по внутренним ценам за отдельную плату. Мера необходимая, но нужен также контроль за ее исполнением. В международной практике есть опыт Венгрии, где проводили такую политику разных цен на топливо для граждан Венгрии и других государств Евросоюза в течение трех лет, однако с 1 августа этого года такую практику отменили, так как она не дала реальных результатов», – рассказал Ерлан Жаукин.

Что еще делает государство? В 2021 году для закрытия нехватки дизельного топлива Казахстан приобретал его в РФ. Было импортировано более 450 тыс. тонн дизельного топлива по повышенным ценам. В 2022 году это невозможно из-за значительной курсовой разницы и более чем завышенных цен в России.

В любом случае импорт дизельного топлива – это колоссальные финансовые потери для Казахстана, который таким образом еще и способствует поддержке иностранных производств. К примеру, буквально на днях стало известно о том, что было принято решение о приобретении недостающих Казахстану объемов дизеля в количестве 100 тыс. тонн. При этом ориентировочная цена закупки ДТЛ на российском рынке может обойтись в 600 тыс. тенге за одну тонну. В пересчете на литр это составит не менее 492 тенге, что в два раза превышает стоимость дизтоплива, производимого в Казахстане.

Внутреннее производство

«При такой ценовой реальности у нас будут вывозить любое топливо. И если даже поставить заслон по дизелю, то придется со временем вводить аналогичные ограничения на АИ-92. Цены будут расти, это мировая тенденция. Эпоха низких цен на энергоносители завершилась. Автолюбителям, бизнесу необходимо строить свои прогнозы, исходя из более высоких цен. В настоящее время цены на топливо, природный газ, сжиженный газ, электро- и теплоэнергию убыточны. Нет новых производств, нет новых инвестиций, а это дефицит в будущем. И мы уже по всем энергоносителям в дефиците», – говорит независимый эксперт рынка энергетики и ведущий авторской программы «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов.

Эксперт отметил, что меры, принятые минэнерго, — это последняя попытка урегулировать ситуацию перед повышением цен на дизельное топливо для всех потребителей. Байдильдинов подчеркнул, что прогнозировал осенний дефицит еще весной, а также сделал другой прогноз: зимнее дизельное топливо будет стоить в РК выше 500 тенге за литр для всех потребителей.

Проблему обеспеченности АЗС топливом не помогла решить и модернизация всех трех крупных казахстанских НПЗ. Чуда не произошло: дефицит стал ощущаться еще сильнее, особенно во время посевных и уборки урожая. Кроме того, в августе из-за аварии был остановлен Атырауский НПЗ, а затем по техническим причинам также остановился и Шымкентский НПЗ.

При этом собственные нефтеперерабатывающие заводы РК недозагружены. НПЗ АО «Конденсат», единственный в Казахстане завод, выпускающий востребованные на рынке бензин и дизтопливо экологического класса ЕВРО-5, не имея доступа к рентабельному сырью, загружен не более чем на 15% и в основном простаивает. Завод находится на грани приостановки деятельности, а коллектив численностью около 500 человек, состоящий в основном из жителей ЗКО, рискует потерять работу. Вопрос с сырьем может быть решен только при государственном содействии, но уже не один год безуспешно рассматривается по замкнутому кругу на различных правительственных уровнях. На эту проблему обратил внимание депутат сената парламента РК Гумар Дюсембаев, который в рамках рабочей поездки в конце августа 2022 года посетил Западно-Казахстанскую область.

«В правительстве активно обсуждается строительство четвертого крупного НПЗ и расширение Шымкентского завода. Но зачем это делать? За счет какого финансирования? Опять брать зарубежные кредиты при уже имеющихся больших обязательствах государства по внешнему долгу?» – спрашивает сенатор.

Дюсембаев считает такое решение нецелесообразным, поскольку в Казахстане уже есть НПЗ, АО «Конденсат», который имеет производственные мощности, квалифицированный персонал и может выпускать нужные стране ГСМ. При этом предприятие затянуто в долговую яму из-за нерационального распределения сырья.

«Мы, депутаты парламента, стараемся способствовать решению сырьевого вопроса на правительственном уровне, ведь без государственной поддержки найти выход из этой сложной ситуации невозможно. Загрузка сырьем таких производств, как завод АО «Конденсат», позволила бы решить проблему с сезонным дефицитом дизельного топлива в стране. Ведь НПЗ может выпускать в год более 200 тыс. тонн дизельного топлива и столько же бензина», – подчеркнул сенатор.

Он добавил, что при этом, вероятно, отпала бы и необходимость в строительстве долго обсуждаемого четвертого НПЗ и трате огромного количества бюджетных средств страны. По его мнению, необходимо просто загрузить простаивающее производство рентабельным сырьем для выпуска столь нужного государству моторного топлива.