Кому достанутся драгоценности Ее Величества Елизаветы II – вопрос, которым на этой неделе задавались многие ювелирные (и не только) издания. Понятно, что речь идет не о короне или других регалиях британской монархии, а о личной коллекции королевы, насчитывающей, как пишет Daily Mail, около 300 украшений. Рассказываем о трех самых интересных. С историей.
Помолвочное кольцо
10 июля 1947 года было официально объявлено о помолвке принцессы Елизаветы и принца Филиппа. Будущая королева Великобритании надела кольцо, которое потом не снимала всю жизнь, – помолвочное.
Как известно, Филипп был очень родовит, но не очень богат. Он был принцем Греческим и Датским, но у него не было королевских активов ни в той, ни в другой стране: после отречения его дяди, короля Константина, семью изгнали из Греции, и к моменту женитьбы на будущей королеве Елизавете у Филиппа было только его жалование морского офицера.
А еще тиара, которую его мама, принцесса Алиса Баттербергская, подарила сыну незадолго до помолвки, зная, что он собирается делать предложение английской принцессе. Эта тиара была ее собственным свадебным подарком: от российского императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.
Филипп обратился в лондонскую ювелирную компанию Philip Antrobus Ltd., но не стал просто размещать там заказ: он хотел принять участие в разработке дизайна будущего украшения. Так появилось кольцо с центральным бриллиантом в три карата и десятью камнями помельче по бокам. Но самое главное в этом украшении – даже не камни, а надпись, которую принц Филипп попросил сделать на внутренней стороне кольца. Никто не знал, что там написано, кроме самого Филиппа и Елизаветы: королева всю жизнь хранила это в тайне.
«Бабушкины чипсы»
Одна из самых известных историй о драгоценностях – о том, как был поделен на части самый крупный алмаз в мире: «Куллинан», или «Звезда Африки». Говорят, что лучший гранильщик Европы Йозеф Ашер изучал алмаз несколько месяцев, прежде чем рискнул сделать на нем первую царапину, а когда наконец ударил молотком, то потерял сознание от волнения. К счастью, когда он пришел в себя, оказалось, что его расчеты были правильными: получилось девять камней, каждому из которых был присвоен номер – от I до IX.
Самые крупные из получившихся камней – Куллинан I (530,20 карата) и Куллинан II (317,40 карата) – украсили Британский королевский скипетр и Императорскую корону Великобритании.
Куллинан III и Куллинан IV, или «малые звезды Африки», общим весом в 158 карат получили шутливое название Granny’s Chips («бабулины осколки»): их подарила Елизавете II ее бабушка, королева Мария. Мария часто надевала броши с этими бриллиантами необычной формы на официальные мероприятия, и Елизавета II последовала ее примеру: брошь со знаменитым алмазом можно было увидеть на ней на ее собственном бриллиантовом юбилее в 2012 году.
Куллинан V (18,8 карата) тоже стал брошью – той самой «брошью сердца», которую так любила Елизавета II. Куллинан VII находится в подвеске знаменитого ожерелья Дели Дурбар, Куллинан VI и Куллинан VIII – в брошах, и самый маленький из девяти камней, Куллинан IX весом в 4,4 карата – в кольце из платины.
Ожерелье Godman
В 1965 году в Букингемский дворец обратились сестры Годман: пожилые женщины сказали, что у них есть украшение, которое может заинтересовать королеву. Им самим оно досталось от отца, попечителя Британского музея Фредерика Макканна Годмана: он купил его в 1890-х годах во время поездки в Баварию. Ученый считал, что это украшение – изумрудное колье – принадлежало французской императрице Жозефине, первой жене Наполеона Бонапарта. Как известно, ее сын от первого брака, усыновленный императором, Евгений, женился на Августе, дочери баварского короля – и так, по мнению Годмана, это колье могло оказаться в Баварии.
Специалисты исследовали украшение, и версия об императрице Жозефине или герцогах Лихтенштейнских (этот титул получили Евгений и его супруга) не подтвердилась, но сестрам Годман все равно хотелось, чтобы это колье принадлежало их королеве. В прессе подарок назвали «экстравагантным»: монархи редко принимают такие от своих подданных. Впрочем, бывали и исключения: мать Елизаветы II, Елизавета Боуз-Лайон, невероятно популярная в Великобритании, получила в 1942 году знаменитую коллекцию украшений Маргарет Гревилл.
Так в коллекции Елизаветы II оказалось это удивительно красивое платиновое ожерелье XIX века, инкрустированное бриллиантами и крупными изумрудами. Идеально симметричное, оно привлекает внимание прежде своим дизайном: десять крупных изумрудов в обрамлении бриллиантов образуют цветочные мотивы, характерные для XIX века. Кстати, эта симметрия во многом обеспечила колье его «фотогеничность»: с какой бы стороны ни снимали королеву, оно всегда выглядело очень эффектно.
Кто теперь будет носить это колье – покажет время и официальные мероприятия с участием британской королевской семьи. Ювелирные журналисты считают, что оно бы очень хорошо смотрелось на Кэтрин, теперь – принцессе Уэльской: ей так идет зеленый цвет.