Сверх обязательств

Опубликовано
С экономической точки зрения проект «250+» для операторов абсолютно не рентабелен

Асхат Узбеков, СЕО Kcell, говорит, что проект «250+» важен для компании, даже несмотря на тот факт, что о возврате инвестиций речь не идет.

«Да и как гражданин я всецело поддерживаю эту социальную программу, находя ее одной из важнейших. При этом личного вовлечения в проект у меня нет – я родился и всю жизнь живу в городе, – говорит Асхат Узбеков. – Но, как среднестатистический горожанин, могу похвастаться обилием родственников из сельской местности. Именно поэтому я имею хорошее представление об их проблемах и о трудностях сельской жизни в целом, а их нужды и потребности мне давно известны и понятны».

Компания Kcell в рамках «250+» также не заключала договор ГЧП. Партнерство, по словам Узбекова, заключалось в том, что государство по своей инициативе внесло корректировки в Налоговый кодекс, предоставив компании уменьшение размера платежей по определенным видам налогов сроком на пять лет.

«Налоговые льготы временные – цель их введения заключается в том, чтобы позволить операторам связи законным образом увеличивать чистые денежные потоки», – поясняет Узбеков.

У государства были ожидания, что до конца 2020 года операторы придут в села, где интернета не было в принципе, и подключат его там на любом доступном уровне качества. Теперь власти закономерно ждут, что до конца 2024 года будет обеспечен хороший уровень покрытия.

«В 2020 году мы ставили по 1-2 базовых станции в первую очередь в тех селах, где была необходимость строить инфраструктуру, – тогда это были основные инвестиции. Далее мы двигались по плану, и по мере его выполнения понимали, что для того, чтобы обеспечить какую-то территорию связью, необходимо поставить оборудование в тех селах, которые не были закреплены в обязательствах. Поэтому мы добровольно подключили дополнительно около 300 сел – считаем своим профессиональным и моральным долгом уравнять как можно больше жителей сел в правах с жителями городов», – говорит Узбеков.

В 2018–2020 годах был реализован другой масштабный проект – ВОЛС в СНП. В его рамках АО «Казахтелеком» совместно с АО «Транстелеком» довели волоконный интернет по земле в 1241 село, 837 сел пришлись на долю «Казахтелекома». Это достаточно большие населенные пункты, в среднем 500+ жителей. «Казахтелеком» протянул там свои волоконно-оптические сети до трех ключевых точек – акимат, больница и школа.

Этого, говорят в Ксеll, нет в лицензионных обязательствах, государство этого не ждет – в компании просто понимают, что в услуге назрела потребность. Это достаточно большие села, и если там есть «Казахтелеком», то, значит, появилась и возможность доходить до каждого жилого дома либо с помощью оптоволоконной технологии подключения FTTX, либо по технологии FWA – правда, для этого дополнительно нужна базовая станция. У FWA скорость гораздо выше – по сути, как у 4G, и отличие от мобильного в том, что интернет фиксированный, но безлимитный. Обе эти технологии работают дома, где людям в основном и нужен хороший интернет – для работы, учебы, развлечений.

«Мы понимаем, что большая часть наших клиентов в сельской местности проживает там постоянно, и решили, что подобные СНП будут покрыты связью таким способом. До конца года ожидается, что мы обеспечим интернетом по вышеперечисленным технологиям 250 сел и аулов, – делится Асхат Узбеков. – В этом случае можно говорить о каких-то показателях качества – в финале проекта 200–300 наших абонентов из 500 смогут использовать смартфоны так же, как горожане, наших ресурсов для этого достаточно. И это отрадно слышать».

Читайте также