В начале сентября Amazon Prime Video представил четыре вводные серии долгожданного приквела к культовой кинофраншизе Питера Джексона «Властелин колец». Напомним, она была снята по произведениям Дж. Р. Р. Толкина и состояла из шести мегауспешных фильмов (это революционная в свое время трилогия «Властелин колец», а также последовавшие за ней три полнометражные картины, посвященные хоббитам).
В новом сериале, первый сезон которого будет состоять из 8 серий, действие разворачивается во Вторую эпоху Средиземья, за несколько тысяч лет до событий, экранизированных Джексоном. В этот период закладывается фундамент для истории всей франшизы: это создание Колец власти, восхождение к вершинам Зла главного антагониста фильма — Саурона, последний союз эльфов и людей, и великое падение острова Нуменор, долгое время являвшегося пристанищем человеческой расы.
Но не успело свежее шоу появиться на стриминге, как тут же обзавелось армией хейтеров — одним не понравилось, что проект весьма вольно интерпретирует произведения Толкина и не сильно придерживается его канонов, вторым не угодило расовое дайверсити «Колец власти»: «что еще за афроэльфы!? никогда таких не было!», — негодовали некоторые фанаты, третьи остались недовольны драматургией проекта — «нет крепкой истории», — объясняли они. Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.
Для начала немного цифр: новый проект Amazon Prime Video пока что самый крупный для их компании — его смотрят в 240 странах мира. Как пишут эксперты, его постоянная аудитория — около 25 млн человек, то есть одна восьмая из 200-миллионной аудитории стримингового сервиса. Цифра хоть и весьма внушительная, но все познается в сравнении: каждый новый эпизод «Дома Дракона» (он снят по «Игре Престолов») смотрит около 29 млн человек только в США, так что, «Кольцам власти» еще есть куда расти.
О чем сериал «Властелин колец: Кольца власти»
Итак, события нового шоу происходят во Вторую эпоху Средиземья, задолго до появления на свет главных героев толкиниады, наших любимых хоббитов — Бильбо и Фродо Бэггинсов, а также выхода на сцену других полюбившихся нам персонажей: Арагорна, Леголаса, Гэндальфа, да даже алчного уродца Голлума. Никого из них в новом сериале нет.
В те древние времена гномы были как никогда сильны и обитали в огромном процветающем подземном царстве Кхазад-Дум, эльфы в большинстве своем жили в своем королевстве Линдон, а часть людей обосновалась на острове Нуменор, которым правила королева Мириэль. Это было время относительного мира и затишья — эльфы и люди совместными усилиями только что одолели Повелителя Тьмы — Моргота. Но после смерти Черного Властелина бесследно исчез и его преемник — Саурон, который, как мы знаем, станет потом главным злодеем во всей дальнейшей истории. Однако найти и добить негодяя никто и не думает. Единственная, кто бьет тревогу — это эльфийская воительница Галадриэль, потерявшая в сражениях с Морготом большую часть семьи (на этот раз прекрасную деву играет не Кейт Бланшетт, а валийка Морвед Кларк). Женщина считает, что жителям Средиземья рано радоваться и спокойствие их мира не более чем иллюзия. Чтобы расквитаться с армией орков и всеми их предводителями, она покинула родные земли и повсюду ищет их следы, девушка мечтает отомстить им за смерть своих родных и соплеменников и навсегда положить конец Злу.
Когда король эльфов нолдор Гил-Галад (Бенджамин Уокер) вдруг отзывает свое остроухое войско домой, Галадриэль сбегает и решает бороться с Сауроном и его темным войском своими силами. К тому же то оттуда, то отсюда начинают приходить тревожные новости — судя по всему, орки действительно вернулись в эти края. И одним из первых, кто увидел их своими глазами стал темнокожий эльф Арондир (Исмаэль Крус Кордоба). Узнав, что вскоре эльфы покинут Средиземье и он должен уйти вместе с ними, он все никак не может решиться проститься с любимой — знахаркой, представительницей человеческой расы по имени Бронвин (Назанин Бониади), и только придя на прощальное свидание с ней, мужчина случайно узнает, что территория ее дома и все ближайшие окрестности буквально оккупированы армией орков. Вместо того, чтобы позвать на помощь своих братьев по оружию, Арондир решает разузнать все сам и вскоре окажется в плену у неприятных тварей.
Не будем пересказывать весь сериал, ограничимся лишь тем, что во «Властелине колец: Кольца власти» введены еще несколько линий и новые герои. Во-первых, это линия любопытной девочки-мохноножки (эти существа предки хоббитов) по имени Нори (ее сыграла Маркелла Кавена). Судя по всему, она здесь будет отвечать за приключения и первое уже началось — Нори вместе с подружкой обнаружила на месте падения метеорита — странное существо, который похож на загнанного в угол великана (это по сравнению с мелкими мохноногами). Он силен, грандиозен, но очень неловок и по-своему беспомощен — пока непонятно что с ним будет дальше, но наверняка он станет одним из ключевых персонажей в сериале. По одной из фанатских теорий, пока больше похожей на шутку, это будущий Гендальф.
Если за приключения в шоу будет отвечать Нори, то за роковые события, которые внезапно активизируют темные силы, ответственен судя по всему, сын Бронвин Тео (Тайро Мухафидин) — именно он находит остаток рукоятки меча с клеймом Саурона и этим самым привлекает орков в свой дом.
Еще одна важная линия — это история эльфийского кузнеца Келебримбора (Чарльз Эдвардс), который когда-то под влиянием Саурона создал те самые Кольца власти. Теперь он задумал новый проект века — суперкузницу, где он будет ковать нечто особенное, но для это ему понадобится помощь его давних приятелей — гномов, к которым он посылает полуэльфа, будущего короля эльфийского народа Имладриса — Элронда (Роберт Арамайо). Так мы видим как в борьбу с темными силами втягиваются и обитатели подземных пещер. Кроме того, в «Кольцах власти» зрители впервые видят предка Арагорна — еще юного тут Исильдура (Максим Болдри), будущего основателя королевской династии Гондора, который, как знают фанаты Толкина, сыграет свою роковую роль в истории Средиземья. Когда ему удалось поразить Саурона, он вместо того чтобы уничтожить Кольцо Всевластья, присвоил его себе и обеспечил проблемы всем на долгие века.
Из новых персонажей, которых не было у Толкина особенно привлекают внимание два: первый — это падший эльф Адар (Джозеф Моул), мрачный владыка орков, управляющий этими темными созданиями, а второй — это человек по имени Халбранд (Чарли Викерс), с которым Галадриэль познакомилась, терпя крушение корабля в открытом море — они оба чудом спаслись. По легенде, Халбранд — потомок правителей Харада, которые в свое время служили Морготу, но сейчас они оставили темную сторону и сами теперь страдают от набегов орков. Галадриэль пытается убедить Халбранда вернуться на родину и помочь ей в борьбе против Саурона, но у него свои цели, о которых мы пока не знаем. Это однозначно «темная лошадка» сериала и довольно любопытный персонаж.
Чем закончится первый сезон пока непонятно, но падение Нуменора кажется уже запланировано — королеве этого острова уже приходят видения о будущей катастрофе.
Почему «Властелин колец: Кольца власти» вызвали столько ненависти и критики
Триггеров для хейта здесь немало:
- Стоимость проекта
«Кольца власти» — это самый амбициозный и дорогостоящий сериал в истории. Как пишет The Wall Street Journal, одно приобретение прав обошлось производителю шоу — компании Amazon в $250 млн. Кроме того, его производственные траты на первый сезон составили $465 млн. Иными словами, уже вложены беспрецедентные $715 млн, а сезонов запланировано целых пять. Если учесть, что бюджет будущих сезонов окажется, как минимум, таким же, что и бюджет первых 8-ми эпизодов, общие траты на весь проект превысят $2,5 млрд. Разумеется, вместе с грандиозным бюджетом растут и ожидания зрителей и пока они не оправдались — одним кажется, что использованная графика не кажется такой уж эпичной, другим, что новый фэнтази-мир не особо балует оригинальной составляющей, а третьи сетуют на то, что не наблюдается даже суперзвездного состава, который сразу же утяжеляет бюджет.
- Расизм
Старинных фанатов Толкина, в особенности ролевиков, кто в юности бегал по лесам с мечом и изображал одного из воинов сказочного войска, невероятно раздражает привлечение в актерский состав всех не белых людей — афроамериканцев, пуэрториканцев, иранцев (точнее, американцев иранского происхождения) и так далее. Интересно, что эта проблема кажется особенно серьезной именно в русскоязычном пространстве — хейтерам не угодили ни темнокожие эльфы, ни черная принцесса гномов, ни афропредводитель мохноногов, одним словом, любые «цветные» персонажи. Такие блюстители канонов Толкина в своих рецензиях и отзывах допускают откровенно расистские высказывания. Это смешно, если учесть, что речь вообще-то идет о выдуманных существах и их внешний вид хоть и описан Толкином, но претензий к интерпретации их образов не должно быть ни у кого, хотя бы по тому, что это ведь даже не реальные исторические фигуры.
Наоборот, смуглый эльф Арондир (роль досталась красавцу-пуэрториканцу Исмаэлю Крусу Кордобе), кажется одним из самых удачных и харизматичных героев во всем сериале. Увы, не так давно актер жаловался на то, что стал регулярно подвергаться нападкам расистов в соцсетях, в комментариях и личных сообщениях они пишут ему оскорбления и угрозы, подписывая свои речи идиотскими лозунгами вроде «Средиземье только для белых». Если вас смущают темнокожие мохноноги, эльфы, гномы и русалки (здесь речь уже о предстоящем диснеевской релизе), то стоило бы проверить себя на толерантность и честно задать себе вопрос «а не расист ли я?».
- «Кольца власти» — это дорогой фанфик
Впрочем, главная беда «Колец власти» совсем не в исполнении — именно технически там все выглядит вполне достойно: потрясающая работа костюмеров и гримеров, неплохие визуальные спецэффекты, они хоть и не поражают воображение, да и экран ноутбука скрадывает впечатление, но большой бюджет сериала все же очень заметен.
Написанная музыка тоже вполне хороша и неудивительно — композиторами были приглашены постоянный автор «Властелина колец» Говард Шор, а также Бир Маккрири. Первый написал главную музыкальную тему, а второй все остальные саундтреки.
Главная претензия к сериалу в другом — это скорее фанфик по популярному произведению, нежели оригинальное шоу. И выглядит он совсем не как полноценный приквел к «Властелину колец», а скорее как фантазия на тему того, что могло происходить в Средиземье за тысячу лет до известных нам событий.
Авторы старались использовать мир Толкина — они обращаются к знакомому сеттингу и внедряют в повествование любимых персонажей вроде Галадриэль, Элронда, Келебримбора или Гил-Галада, но для стройности истории они были вынуждены придумать новых героев и другие сюжетные ходы, отличающиеся от толкиновского первоисточника. Местами расхождения с литературным оригиналом довольно существенные, тут фанатов смутил даже внешний вид персонажей — здесь речь даже не о расовых различиях, а о внешности: к примеру, по Толкину у женщин-гномов должны быть бороды, а эльфы должны обязательно носить прически с длинными волосами. Новые авторы этими правилами явно пренебрегли и невероятно разозлили толкинистов.
Среди хейтеров затесался даже владелец ракет и «пароходов» Илон Маск, который заявил, что «Толкин бы перевернулся в гробу». Если бы сериал промоутировали как фанфик, то претензий ни у кого не было бы, впрочем, как и ажиотажа на него, наверное, тоже.
- «Властелин кольца: Кольца власти» получился непростительно скучным
Шоураннерами сериала стали дебютанты Джон Ди Пейн и Патрик Маккей, которые никогда ранее не работали с миром Толкина. Этот творческий тандем существует еще с 90-х, но прорывных проектов у них не было. Разве что сценарий «Стартрека: Бесконечность», над которым они работали вместе с Джей Джей Абрамсом, но почему-то их имена не внесены даже в титры. Говорят, что последний их и посоветовал продюсерам «Колец власти».
Что сказалось на качестве продукта — отсутствие ли нужного опыта, неимение таланта или что-то еще непонятно, но сюжет «Колец власти» и, правда, вышел чрезмерно инертным. События там развиваются медленно, диалоги выглядят довольно пафосными и только претендующими на некую философию (там много посвящено природе зла), из сказанного практически ничего не запоминается и мало что уйдет в цитаты.
Из-за всего этого многие зрители признавались, что просмотр одного часового эпизода у них растягивался на 2-3, а то и больше часов — все время хотелось остановить серию, то чтобы отдохнуть от тягомотины, то, чтобы пересмотреть какие-то фрагменты, потому что до этого смотрели невнимательно. Линия Галадриэль выглядит довольно душной, уж слишком правильной и чрезмерно старательной, как выразился Маск: «только она здесь молодец, все остальные ничтожества». Чуть живее смотрится история мохноножки Нори и романтическая линия между эльфом Арондиром и женщиной Бронвин (последняя особенно хороша).
«Это все по тому, что к проекту не приложил своей руки мастер — Питер Джексон», — объясняют эпичную скукоту фанаты. А ведь в свое время его тоже много ругали — правда, еще до выхода проекта, после, к нему не было ни единого вопроса. Говорят, Джексону пообещали прислать сценарии эпизодов «Колец власти» «как только те появятся». Но так и не прислали. Он не обиделся, но хвалить коллег из вежливости тоже не стал и по выходу новых эпизодов просто отмолчался. К слову, режиссером сериала выступил испанец Хуан Антонио Байона (ранее он снимал «Мир Юрского периода 2», «Голос монстра»).
- Сериал делает ставку не на самых известных актеров
Судя по всему, авторы решили создать новых звезд и теперь актеры Питера Джексона будут не единственными артистами, с которыми будет ассоциироваться «Властелин колец». Популярных людей среди исполнителей даже главных ролей почти нет. Пожалуй, самое знакомое, примелькавшееся зрителю лицо у актрисы, сыгравшей Бронвин — мать-одиночку из рода людей. Ее играет американская иранка Назанин Бониади, которую любители стримингов могли видеть в сериале «Родина» (а также в сериалах «Скандал», «Анатомия страсти» и «Как я встретил вашу маму»). Не сильно уступают ей по популярности и британский актер испанского происхождения Роберт Арамайо (эльф Элронд), которого ранее можно было видеть в роли молодого Эда Старка в «Игре престолов», а также его коллега — валийская актриса Морфидд Кларк (Галадриэль), которая известна своими ролями в фильмах ужасов: «Святая Мод», «Капкан» «Дракула» (2020 г), а также участием в британских проектах: «Гордость, предубеждение и зомби» и сериале «Патрик Мелроуз» с Камбербэтчем.
Однако, знаменитыми после этого сериала проснутся другие трое: это Маркелла Кавена (девочка-мохноног Нори), знойный латиноамериканец Исмаэль Крус Кордоба (эльф Арондир) и театральная актриса София Номвете — королева гномов из Кхазад-Дуна. На фоне других их роли запоминаются зрителям лучше.
Но так ли плох сериал по «Властелину колец»
При всем уважении к зрительскому мнению и нежным чувствам истинных толкинистов, сериал «Властелин кольца: Кольца власти» пусть и не так хорош, как ждали, но и не так плох, как его описывают и абсолютным провалом его назвать никак нельзя. Если не требовать от него невозможного — вернуть вас в детство и вновь открыть для себя завораживающий мир Толкина на большом экране, то можно от него даже получить удовольствие. Там есть на что посмотреть — в этом шоу отличный вижуал, в целом добротная графика, неплохо поставлены бои, хорошо прорисованы волшебные пейзажи и некоторые персонажи (те же орки), есть интересные сюжетные ходы и кругом одни лишь свежие лица, и если бы к этому великолепию прилагалась еще и достойная драматургия, то всех хейтеров можно было бы послать к черту. Увы, не получится — большая часть их претензий (расизм не в счет) все же справедлива.
На Rotten Tomatoes у сериала беспрецедентные цифры — критики его оценили на 85%, а аудитория всего на 39%, гневно заявив, что им категорически не понравилось снятое. На IMDb сейчас у проекта рейтинг — 6.9 из 10 (ранее был ниже). Напомним, что знаменитый ресурс принадлежит Amazon и с недавних пор там запретили ставить этому шоу нули и писать хейтерские отзывы — компания решила, что так она борется с расистами и оголтелыми фанатами, которые чересчур рьяно следят за текстами Толкина, не разрешая никому ступить ни вправо, ни влево.
В завершение лишь добавим, что сейчас проект прошел половину пути — вышло 4 серии из 8. Заключительный эпизод первого сезона выйдет уже 14 октября.