С 21 сентября, когда в соседней стране объявили мобилизацию, по 3 октября в Казахстан въехали более 281,5 тыс. граждан РФ. За этот же период, по данным КНБ, выехали 134 тыс. россиян. Волна приехавших толкнула вверх цены на аренду, и некоторые владельцы жилья стали выселять казахстанцев из «насиженных» арендных квартир, чтобы «заместить» их россиянами. Теперь в обществе зреет опасение, что на рынке труда также произойдет замещение местных кадров релокантами.
Кодовое резюме
HeadHunter.kz зафиксировал, что всего за неделю после мобилизации количество активных резюме на портале выросло на 31%. Часть опрошенных «Курсивом» работодателей подтвердила, что после 21 сентября CV от россиян стали приходить более активно.
Например, в IT-компанию S1lkpay поступило 20 резюме от граждан РФ, но стартап-проект их даже не рассматривал, так как у компании штат уже укомплектован.
В Kolesa Group «прилетело» свыше 60 откликов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ижевска, Новосибирска, Иркутска на вакансии в сферах мобильной разработки, QA (quality assurance инженеры), дизайна, аналитики, product-менеджмента. Двоим россиянам – iOS-разработчику и product-менеджеру – уже сделали предложения.
В ТОО «КазИнфоТех АЦП» открыта вакансия web-разработчика, на которую откликнулись шесть россиян, еще не прибывших в Казахстан. К их кандидатурам пока присматриваются: работодателю нужно один-два месяца, чтобы выбрать кандидата, а нынешние релоканты не планируют оставаться в РК надолго.
«Не каждый хочет перебираться в Казахстан. Сначала прощупают почву – узнают зарплату, варианты с жильем. А нам нужен IT-специалист уже здесь, в Алматы», – объяснила представитель «КазИнфоТех АЦП» Лада Нерченко.
Реальные вакансии
Основатель и владелец Алматинского вентиляторного завода Марат Баккулов только за неделю после объявления мобилизации получил отклики от 20 россиян, пятерых позвал на собеседование.
«Это те специалисты, которых у нас тяжело или невозможно найти, редкие кадры. Нам в основном нужны инженерно-технические работники, конструкторы, и мы уже приглашаем людей на работу. Я попросил HR подождать и не бежать за первым попавшимся. Сейчас в нашу страну едут главные механики крупных заводов с 10-летним опытом», – говорит Баккулов.
В актюбинской компании ТОО «Aiza Құрылыс» ищут на свободные рабочие места специалистов с высокой квалификацией – инженеров-проектировщиков. Резюме получают в том числе и от россиян. На работу пока никого не приняли. Впрочем, по словам главного инженера компании Ержана Уразова, гражданство соискателя не имеет значения. Главное – профессионализм, навыки и опыт.
В золотодобывающий компании «Алтыналмас» рассказали, что к ним прислали резюме 30 россиян – на позиции бухгалтера по налогам, финансового менеджера, специалиста по информационным технологиям. Но на собеседование пока никого не приглашали, так как указанные вакансии предполагают знание казахстанского законодательства.
В компании «Маревен Фуд Тянь-Шань», которая производит продукты под брендами Rollton, Bigbon и другими, отметили увеличение количества резюме из России, Беларуси и Украины. Например, сейчас доля CV из РФ и РБ составляет 10–15%, еще в прошлом году было 3–5%. Некоторые кандидаты заинтересовали компанию, с ними провели собеседования, но на работу никого не приняли.
В павлодарскую строительную компанию ТОО «Жардем» после 21 сентября россияне не присылали резюме. Директор предприятия Серик Ахметов предполагает, что в основном соседнюю страну покидают менеджеры, программисты, различного рода посредники. Простой рабочий не имеет финансовой возможности переждать мобилизацию за границей.
«В нашем регионе наблюдается хронический дефицит трудовых ресурсов – не хватает рабочих рук, чтобы строить дома. Нам нужны плотники, каменщики, отделочники. Хотя мы предлагаем стабильную работу с приемлемым размером заработной платы (от 140 до 190 тыс. тенге), откликов от соискателей почти не получаем», – посетовал Серик Ахметов.
Основатель Международного сообщества кинематографистов и учредитель продюсерского центра TVPRO Андрей Кузьмин говорит, что после объявления мобилизации в России к нему стали ежедневно обращаться десятки российских и украинских режиссеров, продюсеров, актеров, которые уже находятся в Алматы. «Они имеют достаточно большую и весомую фильмографию», – сказал он.
Продюсерский центр уже пригласил двух специалистов из РФ – маркетолога и сценариста.
Директор петропавловского ТОО «Медея-Север» Наталья Лысакова говорит, что с 21 сентября они получили только одно резюме от опытного российского специалиста – врача-педиатра из научно-исследовательского института Новосибирска. Но ему пришлось отказать, так как у медика не было нострификации и транскрипта по диплому.
«Мы не можем без документов человека принять, нарушить лицензионные требования для кандидата», – объяснила Лысакова.
Но, по ее словам, Казахстан заинтересован в таких кадрах, так как на рынке дефицит врачей. «Я вижу, что россияне хотят остаться подольше. Они считают, что их страна будет десятилетиями восстанавливаться, и потому рассматривают перспективы работы в Казахстане. Наш рынок их вполне устраивает», – сказала она.
Узкие специалисты
В ТОО «КазИнфоТех АЦП» ожидают, что сотрудники из РФ окажутся более продвинутыми специалистами, так как, по мнению работодателя, в России уровень развития IT-отрасли находится на более высоком уровне.
В Kolesa Group считают, что приток новых специалистов из России и, шире, из СНГ – это отличная возможность для рынка вырасти количественно и качественно, а для бизнеса – закрыть потребности в кадрах. «Профессионалы разнообразят казахстанское IT-сообщество, будет больше возможностей делиться знаниями и опытом», – уверены в Kolesa Group.
Такого же мнения придерживается и владелица уральского ИП KVm2 Kz Наиля Амандыккызы. «Обмен опытом в любом случае пойдет на пользу нашей компании. Но мы не возлагаем больших надежд на россиян – все понимают, что они приехали лишь на время», – полагает предпринимательница.
В «Маревен Фуд Тянь-Шань» полагают, что оживление кандидатов из России, Беларуси и Украины позволит компаниям пригласить узкопрофильных специалистов, перекрыв дефицит кадров, и внедрить с помощью новых людей лучшие практики стран ближнего зарубежья.
Марат Баккулов также видит большую пользу от приезжающих россиян. Даже если специалисты проработают на вентиляторном заводе всего полгода, они поднимут его на новый уровень. Еще до сегодняшних событий Алматинский вентиляторный завод пытался «хантить» специалистов из РФ и Украины, но желающих не было. Приходилось приглашать консультантов, которым платили большие деньги.
Основная задача, которую ставит перед собой Баккулов, – подпитать компетенцию местных специалистов, так как они более «постоянные». «Мы не будем брать россиян начальниками цехов, замещать наших не будем, потому что они там не впишутся из-за языка. В индустрии язык особо не нужен, мы чертежами «разговариваем», терминология на русском, все справочники – со времен СССР», – объясняет Марат Баккулов.
Тенговые вклады
Зарплату релокантам предлагают, как правило, такую же, как местным специалистам. «Зарплаты в целом такие же, как в России, поэтому никто никого обижать не собирается», – говорит основатель Международного сообщества кинематографистов Андрей Кузьмин.
«Оклад определяется по результатам технического собеседования и по уровню специалиста», – рассказала руководитель HR-отдела Kolesa Group Асель Мухтарова. Она говорит, что зарплатные ожидания российских кандидатов соответствуют предложениям Kolesa Group.
В «Маревен Фуд Тянь-Шань» рассматривают всех кандидатов на общих основаниях: «Компания не будет предоставлять особые условия кандидатам из других стран».
В «Алтыналмасе» оклады местных и зарубежных работников также не отличаются, за исключением случаев, когда иностранный специалист опытнее казахстанского или если среди граждан РК таких специалистов нет.
Марат Баккулов уверен, что за большой опыт и компетенции казахстанские работодатели готовы платить россиянам бешеные деньги. По его словам, зачастую в Российской Федерации специалистам платят меньшую зарплату, чем за аналогичную работу в РК. Если брать курс по 8 тенге за рубль, то у себя дома они получают в районе 300–400 тыс. тенге. В Казахстане их доход может быть выше.
Редактор текста Татьяна Трубачева