Бывший министр здравоохранения Елжан Биртанов высказал свое несогласие с обвинениями, высказанными прокурором. Подсудимый считает, что лишь выполнял должностные обязанности и не нанес своими действиями никакого ущерба государству.
11 октября прокурор Бауржан Шекенов призвал суд признать Биртанова виновным в преступлении, предусмотренном статьей 361 Уголовного кодекса (часть 4 пункт 3) – злоупотребление должностными полномочиями, и назначить ему наказание в виде шести лет лишения свободы, а также взыскать с него около 1,5 млрд тенге.
«Мы посовещались с адвокатами и решили, что я начну сам прения по данному делу. Хочу начать коротко об общем отношении себя к предъявленному обвинению, что в ходе судебного следствия, на мой взгляд, гособвинением не были представлены доказательства совершения мною инкриминируемого мне преступления ни по эпизоду платформы, ни по эпизоду санитарной авиации в связи с тем, что не доказано, не представлено фактов о составе преступления. В частности, конкретно о злоупотреблении мною должностными обязанностями – какими именно должностными обязанностями я злоупотребил, в какой форме, как я и просил разъяснить мне в начале при оглашении обвинения», – сказал Биртанов.
По его мнению, обвинение не обозначило, каким конкретным правом он злоупотребил.
«По делу о платформе все свелось с тому, что я подписывал приказы в соответствии со своими должностными полномочиями в интересах чьих – также не было представлено никакого обоснования. Также не было представлено обоснования, в чем заключался мой личный интерес, если в обвинительном акте изначально был заявлен мотив с целью создания имиджа эффективного государственного служащего. Я так понимаю, гособвинение не смогло найти этому подтверждение в материалах дела, и этот важный компонент диспозиции статьи Уголовного кодекса вообще ими был забыт», – сказал экс-министр.
Он отметил, что никаких доказательств о мотивах в деле о платформе и санавиации не было представлено.
«Как нет и объективной стороны, то есть события преступления. Инкриминировалось подписание приказов, и все. По сути, других событий и действий я не совершал. Дальше я буду детально пояснять, почему я так считаю. Но общеизвестная истина даже, как говорится, что данные приказы являются обязанностью к подписанию. Никаких причин их не подписывать у меня не было. Были все основания для этого. Так же, как и мой перелет санитарной авиацией. Данный перелет не является преступлением», – сообщил Биртанов.
По его словам, перелет бортом санавиации был осуществлен в интересах государства для защиты третьих лиц и является событием, которое не подлежит рассмотрению в качестве уголовного правонарушения в соответствии с Уголовным кодексом.
«Прокуроры гособвинения, к сожалению, не смогли ничего предоставить – данный довод подвергнут сомнению. Ну и, естественно, я считаю, что нет никакого ущерба по делу о платформе. Платформа в той стоимости, в которую она оценена, лицензия плюс работа, она принята на баланс министерства здравоохранения как нематериальный актив. Подтверждений тому, что все работы выполнены, нет и не может быть, поскольку работы в значительной степени выполнены», – сказал он.
При этом Биртанов ходатайствовал о допросе в качестве свидетелей представителей ТОО IT Integra – основного подрядчика компании Ericsson Nicola Tesla.
«Мы ранее заявляли ходатайство о приглашении в качестве свидетелей представителей компании (ТОО. – «Курсив») IT Integra, и вы как бы согласились, одобрили. В связи с такими темпами они просто не смогли втиснуться и сегодня они готовы, ждут. Я хотел бы попросить вас на короткое время – буквально на полчаса, вернуться к судебному следствию, заслушать данных свидетелей, поскольку их показания являются важными. Вы знаете, IT Integra – основной подрядчик «Эриксона» (Ericsson Nicola Tesla — Курсив), осуществлял ряд работ и осуществлял первую и вторую линии техподдержки и так далее. В связи с этим у нас эти вопросы остались нераскрытыми – со стороны Integra их не допрашивали. На досудебной стадии допрашивали, но их не вызывали в суд гособвинение. Мы хотели бы их здесь коротко допросить. Прошу разрешить мне данное ходатайство», – сказал он.
Однако судья постановил отказать в удовлетворении ходатайства защиты Биртанова.
Елжан Биртанов возглавлял министерство здравоохранения с 2017 по июнь 2020 года. В октябре 2020 года Биртанов был взят под стражу, а затем с санкции суда переведен под домашний арест. Комитет финмониторинга минфина республики тогда сообщал, что следственные органы подозревают Биртанова в растрате бюджетных средств в особо крупном размере. В январе уголовное дело в отношении Биртанова поступило в суд. В августе 2020 года служба экономических расследований задержала вице-министра здравоохранения Олжаса Абишева по подозрению в хищении бюджетных средств. На предварительных слушаниях 11 мая Биртанов ходатайствовал о прекращении уголовного дела против него, так как агентство финансового мониторинга и генеральная прокуратура не обеспечили законность при расследовании дела и, таким образом, были нарушены его права на защиту.