Депутаты сената парламента на заседании 3 ноября приняли проект Конституционного закона «О прокуратуре», в котором есть статья, налагающая обязанность на прокуратуру по защите человека, его жизни, прав и свобод. Закон считается принятым парламентом и направляется главе государства на подпись.
Представлявший документ заместитель генерального прокурора Асет Чиндалиев отметил, что при его разработке во главу было поставлено укрепление правоохранительного потенциала прокуратуры.
Основной целью законопроекта является системное усиление правозащитной деятельности прокуратуры, укрепление инструментов высшего надзора и законности в стране. Положения законопроекта определяют компетенцию, организацию и порядок деятельности органов прокуратуры в части правовой основы деятельности органов прокуратуры и их структуры; принципов организации и деятельности органов прокуратуры; полномочий прокуроров; пределов и форм высшего надзора, представительства интересов государства в суде, уголовного преследования, рассмотрения обращений; правовых гарантий деятельности прокуроров.
Генеральному прокурору предоставляется право обращения в Конституционный суд на предмет толкования норм Конституции, соответствия Конституции международных договоров до их ратификации и нормативных правовых актов, а также в Верховный суд с предложением о даче разъяснения судам по вопросам судебной практики по гражданским, уголовным, административным делам и делам об административных правонарушениях. Генеральная прокуратура по вопросам своей компетенции будет представлять интересы государства в иностранных и международных судах (арбитражах).
Законопроект содержит отдельные положения касательно деятельности ведомства органов прокуратуры, Академии правоохранительных органов, органов военной и транспортной прокуратуры, в которых отражены их основные функции. Законопроектом также регламентирован порядок досудебного урегулирования жалоб на решения, акты прокуратуры и действия должностных лиц органов прокуратуры, определены сроки и меры, принимаемые по итогам их рассмотрения.
Напомним, 7 сентября в мажилисе Чиндалиев отмечал, что в действующем законе главная военная прокуратура и главная транспортная прокуратура идут как приравненные к областным, а военная и транспортная на местах – к районным.