В Алматы 28 октября состоялся Центральноазиатский саммит МФО под названием «Социальные аспекты в микрофинансировании», генеральным партнером которого выступила компания Solva. Ключевыми темами мероприятия стали повышение привлекательности микрофинансового сектора в Центральной Азии, микрофинансовые организации как драйвер развития МСБ.
В панельной дискуссии саммита принимали участие представители Solva, а также ADB, IFC и World Bank. CEO компании Solva Group Ltd. Константин Барабанов рассказал о том, что лидеры в сфере кредитования МСБ, наиболее эффективные финансовые институты сейчас — это именно МФО.
«Не имея возможности открывать счета и привлекать депозиты, МФО фактически являются операторами распределения институциональной ликвидности, направляя деньги на финансирование МСБ. В условиях рекордного спроса и на фоне существенного недофинансирования МСБ МФО ощущают нехватку институциональной ликвидности и рост стоимости фондирования. В результате проблема недофинансирования МСБ только усугубляется», — пояснил он.
Спрос со стороны микро-, малого и среднего бизнеса растет в 2022 году по трем основным причинам. Во-первых, увеличился реальный, очищенный от эффектов инфляции ВВП, а доля МСБ в ВВП выросла более чем на 33%. Во-вторых, растет и инфляция, что ведет к удорожанию товаров и увеличению потребности в финансировании по всем секторам. В-третьих, сокращается количество участников рынка – так, например, ушел Альфа-банк, который активно работал с представителями МСБ, снизил активность Сбербанк, ставший теперь Bereke.
Барабанов также подчеркнул, что именно в 2022 году на фоне цифровизации МФО институциональные инвесторы, наоборот, увеличили срок принятия решений относительно выделения финансирования.
«Благодаря инвестициям в ИТ в течение последних лет микрофинансовые организации постоянно увеличивали скорость принятия решений по кредитным заявкам со стороны МСБ. Например, показатель time to money, то есть время от начала заполнения кредитной заявки до момента получения денег на счет, по новым клиентам для МСБ в Solva составляет всего семь минут. За это время мы успеваем проанализировать клиента более чем по 190 параметрам, включая анализ оборотов клиента за последний год по всем открытым банковским счетам. В то же время на стороне институциональных инвесторов время рассмотрения кредитных заявок со стороны МФО сильно увеличилось – это связано со снижением риск-аппетита, а также с усложнением процедур compliance на фоне геополитической напряженности», — рассказал CEO Solva.
Константин Барабанов перечислил причины роста стоимости фондирования: по его словам, это рост ставки Нацбанка до 16%, существенно ограниченное предложение на внутреннем рынке и рост стоимости международного фондирования вследствие удорожания инструментов хеджирования.
Представитель казахстанской компании считает, что выходом из сложившейся ситуации может стать пересмотр подходов к распределению ликвидности институциональных инвесторов внутри Казахстана. «В особенности это касается завышенных требований многих институционалов внутри Казахстана относительно уровня международного рейтинга», — подчеркнул Барабанов.
Кроме того, по словам Константина Барабанова, рост ставки Нацбанка можно компенсировать за счет предоставления МФО возможности открывать счета для микро- и МСБ. За счет остатков на счетах общая стоимость фондирования для МФО также может быть снижена.
«Как минимум такая возможность (открытия счетов) должна быть предусмотрена для МФО, трансформирующихся в банк – сразу после получения лицензии», — резюмировал представитель Solva.