Инвестиции | Газета Курсив №44

Казахстан занял первую строчку в рейтинге стран для инвестиций в Центральной Азии

Рассказываем, на какие факторы обращают внимание инвесторы

Аналитики Ernst&Young провели исследование инвестпривлекательности государств Центральной Азии за последние три года. Казахстан занял первую строчку в этом рейтинге. Зарубежные инвесторы объяснили, на какие факторы они обращают внимание при выборе страны для вложения денег и дали свой инвестпрогноз до 2025 года.

Спад и скрытые возможности

Оценка прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в государства Центральной Азии экспертами EY сделана за период с 2019 по 2021 год. Оказалось, что за три года количество новых инвестпроектов в центральноазиатских странах сократилось в 2,5 раза, с 114 до 45, а объем капиталовложений в такие проекты снизился в 4 раза. Крупнейшими инвесторами за это время были Россия, США, Китай и Турция.

В Казахстане, несмотря на кризис, валовый приток прямых иностранных инвестиций по итогам 2021 года вырос на 38%, но не достиг допандемийного уровня. Напомним, инвесторы вложили в казахстанские предприятия в прошлом году более $23 млрд. Главными отраслями для ПИИ стали возобновляемая энергетика, нефтяная промышленность, IT.

В 2022-м Казахстан более активно включился в глобальную борьбу за инвестиционный капитал. Последствия геополитического кризиса открыли новые инвестиционные возможности, ведь из России ушли или приостановили свою деятельность больше 1,4 тыс. крупных зарубежных компаний. В настоящее время правительство ведет переговоры о релокации более 50 таких фирм в РК. Среди них такие компании, как EMAG, Canon, Kronospan, Alstom, Haier и другие.

Инвестоценки

Изучение инвестиционного климата в Казахстане и других странах Центральной Азии проводилось экспертами EY с помощью социологических опросов. В первую очередь респонденты – инвесторы из разных стран – дали оценку инвестактивности в регионе. 71% из числа опрошенных инвестировали свои деньги именно в Казахстан и уже работают на территории страны. При этом, выбрав РК как площадку для капиталовложений, они не работают параллельно с другими странами ЦА. На втором месте по инвестиционной привлекательности оказался Узбекистан. Деньги в экономику РУз инвестировали 19% респондентов.

Почему две трети опрошенных выбрали именно Казахстан для инвестиций? Ключевыми стали три важных аспекта – это потенциал рынка страны (за этот фактор проголосовали 31% участников опроса), правительственный план экономического восстановления Казахстана (24%) и инвестиции в НИОКР (25%). Были и другие стимулы – наличие молодой квалифицированной рабочей силы, отраслевая поддержка, фискальная политика и т. д. Сыграло роль и то, как Казахстан справлялся с экономическими последствиями COVID-19 и как активно стал продвигать институты развития финансовых рынков (например, МФЦА).

Несмотря на экономические стресс-факторы из-за конфликта в Украине, большая часть зарубежных компаний, работающих в странах Центральной Азии в настоящий момент, не намерена уходить из региона. 70% респондентов, чьи компании зарегистрированы в ЦА, не вносили изменения в свои инвестиционные планы, а часть из них планируют даже наращивать инвестиции. Геополитическая ситуация в Восточной Европе стала поводом для 15% опрошенных инвесторов незначительно сократить планируемый объем ПИИ. Еще 7% решили переждать трудные времена и пока не вкладывать средства, и лишь 1% полностью отменили свои планы.

Любопытными оказались и результаты опроса тех инвесторов, которые сейчас имеют статус «потенциальные», так как не имеют опыта работы на территории ЦА. Их спросили, планируют ли они начинать свою деятельность в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане или Туркменистане. Положительный ответ дали только 16%. Аналитики EY опасения остальных 84% связывают как с неопределенностью исхода конфликта в Восточной Европе, так и с колебаниями на мировых и финансовых нефтяных рынках.

Важнейшим фактором, который мог бы повлиять на решения о вложении капитала в какую-
либо страну ЦА, по мнению участников опроса, являются инвестиционные стимулы. С этим согласен каждый четвертый респондент. Другими аспектами для положительного решения могут стать среднесрочная отраслевая поддержка со стороны правительства, наличие квалифицированной рабочей силы, обоснованная фискальная политика.

Задел на завтра

Отвечая на вопросы о будущем, руководители иностранных компаний назвали самые привлекательные для инвестирования отрасли. Ими предсказуемо стали энергетика и ЖКХ (за них отдали голос 57% опрошенных), потребительский сектор (53%) и цифровая экономика (40%). Последние две категории, по мнению инвесторов, имеют большой потенциал для развития. С урбанизацией и ростом доходов населения в городах обостряется конкуренция торговых сетей за эти рынки, растет и агропромышленный комплекс.

Среди рисков, влияющих на инвестиционную привлекательность стран ЦА в 2022–2025 годах, названы политическая нестабильность (ее отметили 45% опрошенных), низкий уровень цифрового регулирования и информационной безопасности (48%). Скептически относятся представители зарубежных компаний к неопределенности стран ЦА в тарифной и торговой политике, высокой волатильности на рынках капитала. Об этом говорит каждый третий опрошенный.

Что можно сделать правительствам центральноазиатских стран, чтобы улучшить инвестиционный климат и побороться за глобальные ПИИ в ближайшие три года? Судя по результатам опросов, для инвесторов важнее всего, чтобы в стране была справедливая и прозрачная правовая система, а налоговое законодательство государств имело понятное и предсказуемое толкование. Никто не хочет оказаться в ситуации, когда нормы закона трактуются различными госорганами по-разному или внезапно изменяются.

Также инвесторы отмечают, что правительствам нужно отойти от жестких запретов на приезд иностранной квалифицированной рабочей силы и вкладывать собственные инвестиции в кадровый потенциал. В конкуренции за ПИИ будет иметь значение и то, какой уровень цифровизации имеет страна, обладает ли базовой IT-инфраструктурой.