Аналитики Центра развития торговой политики QazTrade рассчитали разницу в стоимости экспортируемых из Казахстана продовольственных товаров и сырья. Оказалось, что макароны в 2–5 раз выгоднее продавать за границу, нежели муку, а подсолнечное масло можно реализовать на 25–100% дороже, чем семечки.
Общие расчеты могут отличаться для каждой страны-импортера, так как на конечную цену влияют многие факторы. Это разная импортная пошлина, стоимость логистики и конкуренция с другими странами за внутренний рынок конкретного государства.
Например, за январь – июль этого года казахстанские поставщики отправили в Узбекистан 215 тыс. тонн муки и 5,6 тыс. тонн макарон. При этом муку они реализовали по цене $320 за тонну, а макароны – по $1,8 тыс. за тонну. Специалисты QazTrade отмечают, что среди экспортеров макарон в РУз Казахстан занимает самую большую долю (59%) и имеет более выгодное в сравнении с конкурентами географическое положение. Поэтому Казахстан имеет все шансы нарастить свое присутствие на этом рынке Узбекистана и увеличить прибыль от экспорта продуктов передела.
Подсолнечное масло тоже продавать выгоднее, чем семечки. Здесь есть свои нюансы. Стоимость одной тонны семян подсолнечника для Узбекистана составляет $470 за 1 тыс. кг. Если эту тонну переработать в Казахстане, из нее получится 350 кг масла и 650 кг жмыха. Общая цена продажи товаров передела составит $583, что на 24% больше стоимости сырья. Однако именно эта сельхозкультура квотируется для экспорта. Причина – Казахстану и так не хватает семечек. По данным руководителя Ассоциации переработчиков масличных культур Казахстана Ядыкара Ибрагимова, общая мощность маслозаводов в РК составляет 3 млн тонн семечек в год, а выращивается в стране всего 1 млн тонн. Лимиты выставляются и для экспорта рафинированного масла. Подробнее об этом можно почитать здесь.
А вот если делать из масла майонез, то можно спокойно вывозить его в РУз. Правда, это ненамного выгоднее, чем экспортировать сами растительные масла и жиры. Экспортная цена сырья для майонеза составляет $1,258 тыс. за тонну, а непосредственно соус узбеки готовы покупать у нас за $1,266 тыс. за тонну. Разница всего 0,6%. Рынок этого продукта в Узбекистане фактически монополизирован Россией, которая поставляет туда самый большой объем товара и влияет на цены.
Интересная ситуация складывается с экспортом пшеницы и муки в Туркменистан. На этом экспортном рынке Казахстан занимает лидирующую позицию с долями 95% и 81% соответственно. За январь – август из РК в Туркменистан было вывезено 79,7 тыс. тонн зерна, 11 тыс. тонн муки и 2 тыс. тонн макарон. При этом пшеницу мы продали по цене $361 за тонну, муку – $399 за тонну (плюс 10,5%), а макароны – по $857 за тонну. Так почему бы тогда не продавать в эту страну только макароны? Дело в небольшой емкости рынка этого товара.
«Несмотря на то, что по цене гораздо выгоднее поставлять макаронные изделия, пшеница и мука в Туркменистане используются в основном для изготовления хлебной продукции, чем и объясняются малые объемы поставок макарон», – объясняют специалисты Центра развития торговой политики Казахстана.
Главные выводы, которые делают аналитики QazTrade, основаны на приоритетах наиболее выгодных для Казахстана направлений. А это экспорт растительных масел в южные республики Центральной Азии. Цена на этот товар имеет тренд к росту. Кроме того, по мнению специалистов Центра, отечественным товаропроизводителям необходимо предоставлять нефинансовые меры поддержки для того, чтобы они могли предлагать зарубежным партнерам привлекательные цены.
Ранее «Курсив» писал о том, что объем экспорта муки в этом году может дойти до 2 млн тонн. По данным Союза зернопереработчиков РК, некоторые страны-покупатели импортируют из Казахстана зерно для переработки и продают полученную муку в соседние государства. Так происходит с казахстанской пшеницей, которую покупает Узбекистан, далее он перерабатывает ее и часть готового товара отправляет в Афганистан. При этом Узбекистан использует экономические рычаги давления. Он повышает для Казахстана тарифы на транспортировку муки через свою территорию в Афганистан.