«Курсив» подсчитал средние зарплаты в казахстанских банках в 2021 году и сравнил, как они изменились по отношению к предыдущему году. В большинстве организаций среднее ежемесячное вознаграждение сотрудников выросло на сумму от 60 тыс. до 80 тыс. тенге. У четырех банков рост превысил 100 тыс. тенге. В двух фининститутах среднестатистический служащий, наоборот, стал зарабатывать меньше.
В периметр исследования «Курсива» вошли 16 крупных и средних БВУ, делавших основную погоду в секторе последние два года, в том числе 13 участников AQR, а также Отбасы, дочерний Сити и Freedom. Одного из них сегодня уже не существует (Альфа была поглощена БЦК), еще один сменил собственника и имя (Сбер превратился в Bereke). Чуть раньше произошел ребрендинг Freedom Bank, который до февраля 2021-го назывался Kassa Nova и являлся дочерним банком Forte.
Согласно аудированной отчетности БВУ, в целом расходы на персонал (куда входят зарплаты, премии, прочие выплаты сотрудникам, а также сопутствующие налоги) в 2021 году выросли у 13 из 16 исследуемых организаций. В абсолютном выражении наибольший рост затрат позволили себе Халык (+12,2 млрд тенге к бюджету 2020 года) и Сбер (+9,2 млрд). В относительном измерении быстрее всех нарастили расходы Freedom (+73%) и ВТБ (+46%). В тройку банков, где затраты на персонал уменьшились, вошли Jusan (–1 млрд тенге), Сити (–216 млн) и Нурбанк (–193 млн). Очевидно, что динамика фонда оплаты труда является комбинацией изменения численности персонала и текущих размеров зарплат и премий сотрудников (как рядовых, так и высокопоставленных).
Содержание топов
Что касается ключевых управленцев (членов СД и правления), то деньгами в 2021 году больше всего заработали топы Forte: их среднее вознаграждение (включая налоги) составило 29 млн тенге в месяц (+84% относительно 2020 года). Высшее руководство Хоум Кредита получало в среднем около 22 млн тенге (+64%), Халыка – около 21 млн (+24%), Сбера – около 20 млн (+14%). Свыше 10 млн тенге в месяц зарабатывали топ-менеджеры Bank RBK (16,4 млн), Jusan (15,1 млн) и Альфы (12,5 млн).
Однако топы Jusan были отблагодарены работодателем не только деньгами, но и долевыми бумагами вверенного им банка. В 2021 году Jusan в качестве нефиксированного вознаграждения ввел систему выплат на основе акций и поощрил «отдельных членов ключевого управленческого персонала» пакетом в размере 1,16% с условием, что продать бумаги можно не раньше чем через три года. Банк оценил этот пакет в 4,365 млрд тенге. Сколько человек получили акции, в отчетности банка не раскрывается. Но если предположить, что этот круг ограничивается членами СД и правления, то их суммарное вознаграждение в 2021 году возрастает до 6,4 млрд тенге, что эквивалентно средней ежемесячной зарплате в 48 млн тенге и делает топов Jusan самыми высокооплачиваемыми на банковском рынке РК с большим отрывом от коллег из Forte.
А годом ранее, в 2020-м, топы Jusan были самыми дорогостоящими в секторе безо всяких если. Согласно аудированной отчетности банка, его ключевые управленцы тогда сообща заработали 13,9 млрд тенге. В годовом отчете эта сумма еще выше и составляет 15 млрд тенге для членов СД и правления (11 человек). Даже если отталкиваться от меньшего значения, средняя зарплата руководства Jusan в 2020 году находилась на уровне 105 млн тенге, или около $254 тыс., в месяц (для сравнения: в Сбере аналогичный показатель составил 18 млн тенге, в Халыке – 17 млн, в Forte – 16 млн). Еще интереснее, как была распределена эта сумма внутри руководства. Правление Jusan получило относительно скромные деньги: 652 млн тенге в год на шестерых, или в среднем 9 млн тенге в месяц на человека. Соответственно, главный куш (в размере 13–14 млрд тенге) достался пяти членам СД в лице его главы Шигео Катсу, Ербола Орынбаева (в прошлом – высокопоставленный чиновник, до ухода в «частный сектор» в 2015 году занимал должность помощника президента РК), Евгения Пана и независимых директоров Даулета Кабылбаева и Аршага Восгиморукиана. Их средний заработок в 2020-м равнялся как минимум 217 млн тенге, или $525 тыс., в месяц. На сегодня из этих пяти человек в совете директоров Jusan остался только Катсу.
Топы Kaspi Bank, несмотря на его высокую прибыльность, зарабатывают, казалось бы, существенно меньше, чем их коллеги из других БВУ. В 2021-м они получали в среднем 4,6 млн тенге в месяц, годом ранее – 3,2 млн. Зато в 2020 году избранные сотрудники Kaspi (как сказано в отчетности, «руководители высшего звена и другой основной персонал») были премированы акциями банка на сумму 2,727 млрд тенге. Рассчитывать среднее вознаграждение топов Kaspi за 2020 год не имеет смысла (поскольку количество людей, премированных акциями, неизвестно), но в целом по расходам на ключевых управленцев банк в 2020-м занял третье место на рынке (после Jusan и Халыка), а год спустя опустился на 14-ю строчку (333 млн тенге, меньше платили своим топам только Нурбанк и Freedom).
Суммарная зарплата топов Kaspi Bank резко упала после 2018 года, когда достигла 5,2 млрд тенге. Осенью 2018-го Михаил Ломтадзе освободил кресло предправления банка, для того чтобы занять аналогичный пост в материнском холдинге (и, судя по всему, курировать процесс выхода на IPO). Kaspi.kz тратит на топов несопоставимо больше дочернего банка: согласно консолидированной отчетности, в 2021-м его ключевое руководство получило 11,4 млрд тенге в качестве выплат на основе акций и 782 млн тенге в виде краткосрочного денежного вознаграждения. При этом все три члена правления Kaspi Bank параллельно входят в исполнительный орган Kaspi.kz (состоящий из четырех человек), Ломтадзе как крупный акционер совмещает посты члена СД в банке и холдинге и возглавляет правление холдинга, а еще один мажоритарий, Вячеслав Ким, является председателем совета директоров как Kaspi Bank, так и Kaspi.kz.
Содержание остальных
Поскольку общие затраты банков на персонал прямо зависят от размера штата и сами по себе ни о чем не говорят, «Курсив» рассчитал удельные расходы БВУ на одного нетопового или не совсем топового сотрудника (то есть без учета сумм, потраченных банками на членов СД и правления). В определенном приближении полученный результат можно считать средней зарплатой (до вычета налогов) в том или ином БВУ. Сама по себе эта средняя цифра тоже мало о чем говорит (из-за сильного разброса зарплат внутри каждого банка в зависимости от должности, принадлежности к бэк- или фронт-офису и т. п.), но вполне годится для сравнения уровня оплаты труда в разных банках и оценки динамики роста.
Роль лучшего (с меркантильной точки зрения) работодателя в секторе принадлежит Ситибанку, где средняя ежемесячная зарплата в 2021 году составила 1,5 млн тенге при самом маленьком штате в 138 человек. Второе место занял тоже малочисленный Алтын с показателем 910 тыс. тенге. За год средняя зарплата здесь выросла сразу на 33%, притом что вознаграждение ключевого руководства увеличилось лишь на 3,1%. Третья строчка (654 тыс. тенге) досталась государственному Отбасы, от которого ненамного отстал Сбербанк (624 тыс.) Символично, что с недавних пор два этих института являются сестринскими. Отбасы в своем годовом отчете раскрыл размеры базовых окладов за 2021 год. По данным банка, у руководителей структурных подразделений они равнялись 761 тыс. тенге у женщин и 706 тыс. у мужчин, у главных менеджеров и специалистов – 261 тыс. и 293 тыс. тенге соответственно.
В подвале ренкинга расположились в основном организации с самым большим штатом, за исключением Нурбанка. Вторым исключением (но уже в позитивном контексте) стал Сбер, которому высокая численность персонала не помешала занять четвертую позицию по уровню средних зарплат. В расчетах по Хоум Кредиту (232 тыс. тенге, минимальное значение на рынке) может содержаться погрешность, связанная с тем, что банк раскрывает только общее количество сотрудников (включая тех, кто зарплату временно не получает) и не приводит информацию по фактической численности. Размер этой погрешности можно оценить на примере Евразийского банка, который в своем годовом отчете сообщает, что в 2021 году в декрете и отпуске по уходу за ребенком находились 1116 человек, или 18% от общей численности. Но даже при гипотезе, что тысяча сотрудниц Хоум Кредита была в декрете, средняя зарплата здесь составила бы 285 тыс. тенге, и это все равно последнее место в ренкинге. При этом по суммарному уровню вознаграждения топ-менеджеров банк занимает 6-е место в секторе. В 2021-м выплаты шести ключевым управленцам Хоум Кредита выросли на 625 млн, в то время как расходы на остальных сотрудников увеличились на 829 млн тенге.
В годовом отчете Халыка отмечается, что в 2021-м банк в рамках системного пересмотра повысил должностные фиксированные оклады сотрудников в среднем на 21%. По расчетам «Курсива», средняя зарплата в Халыке выросла на 23,4% (данные банка косвенно подтверждают корректность наших расчетов). В абсолютном выражении прибавка составила 73 тыс. тенге, и с зарплатой в 387 тыс. Халык занял 11-е место в ренкинге. При этом в банке трудятся почти 15 тыс. человек, и он является крупнейшим работодателем в секторе.
У двух банков, по нашим расчетам, среднее вознаграждение коллектива в 2021 году уменьшилось. В Сити, позволяющем себе самые высокие зарплаты, снижение составило 215 тыс. тенге. Этот банк на 7% сократил общие расходы на персонал, в том числе на 22% – расходы на ключевых управленцев.
В Jusan средняя зарплата снизилась на 78 тыс. тенге (с 458 тыс. до 380 тыс.) В прошлом году этот банк поглотил АТФ, в результате его фактический штат вырос с 3 тыс. до 5 тыс. человек. Поскольку присоединение завершилось в сентябре, большую часть года сотрудники АТФ получали зарплату в собственном банке, однако в расчетах «Курсива» этот фактор не учтен: данные по размеру штата брались на конец года. Если предположить, что среднегодовая фактическая численность Jusan в 2021-м составляла 4 тыс. человек, то средняя зарплата здесь вырастет до 476 тыс. тенге и банк поднимется в ренкинге на три ступеньки (до 9-го места), опередив Bank RBK, БЦК и Халык. По информации самого банка (из последнего годового отчета), в 2021-м заработная плата работников Jusan выросла на 28%.
Смотрите видео на нашем канале в Youtube.