В Казахстане число случаев заражения особо опасными инфекциями выросло с 402 до 796 в текущем году. Среди них бруцеллез (рост на 38,6%) и конго-крымская геморрагическая лихорадка (51,3%). Что влияет на рост заболеваемости, рассказала директор Национального холдинга QazBioPharm Кунсулу Закарья.
«Наиболее актуальными источниками биологической опасности для Казахстана является наличие на территории Казахстана природных очагов особо опасных инфекций, угрозы биологического терроризма, опасность трансграничного заноса или завода особо опасных инфекций», – рассказала Закарья на правительственном часе в сенате.
С начала года, по ее словам, в республике зарегистрировано 325 неблагополучных пунктов по таким инфекциям, из них 179 неблагополучных пунктов острых инфекционных болезней животных, 146 неблагополучных пунктов по бруцеллезу. Такие факты свидетельствуют о некоторых проблемных вопросах.
«Это разрозненность и узкая направленность информационных систем госорганов в области обеспечения биологической безопасности. Отсутствие единой интегрированной информационной системы мониторинга управления биологическими рисками. Отсутствие системы многофакторного прогнозирования, моделирования биоугроз для разработки эффективных мер профилактики осложнений эпидемиологической и эпизоотической ситуации», – рассказала Кунсулу Закарья.
Как отметила глава холдинга, между заинтересованными госорганами нет должной координации по этому вопросу. Также в стране нет соответствующих средств и мер реагирования. А система мероприятий по обеспечению биологической безопасности не охватывает всех видов возможных биологических угроз.
«Не менее важно обеспечение высокой скорости реагирования на биологические угрозы, наличие возможности адекватного маневра силами и средствами, в зависимости от масштаба реальной угрозы. С целью снижения вероятности возникновения ЧС необходимо усиление превентивных мер, в том числе обеспечение взаимодействия всех министерств, ведомств, служб по общим оперативным планам, по ведомственным программам обеспечения биологической безопасности», – сказала Закарья.
Казахстану нужно разработать и внедрить информационную прогнозно-аналитическую систему обеспечения биологической безопасности. Немаловажными также являются: развитие фундаментальной и прикладной науки в области биобезопасности; расширение и укрепление производственной базы средств обеспечения биобезопасности; создание на основе резерва иммунобиологических препаратов для противостояния современным угрозам, включая биотерроризм.
«Минздрав ведет разработку архитектуры вышеуказанной государственной информсистемы по мониторингу биобезопасности. Однако дальнейшие ее перспективы доведения до логического завершения в виде разработки информсистемы, регламента ее применения остаются туманными», — сказала Кунсулу Закарья.
Она попросила правительство «дать добро» на продолжение работы в этой сфере.
21 мая президент Казахстана подписал закон «О биологической безопасности Республики Казахстан», направленный на раннее выявление, реагирование и предотвращение биологических угроз.
В сентябре министр здравоохранения Казахстана Ажар Гиният сообщала, что казахстанцам стали реже диагностировать инфекционные заболевания. Так, например, в этом году в республике никто не болел столбняком, дифтерией, полиомиелитом или краснухой.