Мажилис парламента принял во втором чтении законопроекты, которые регулируют цифровой майнинг в Казахстане. Между первым и вторым чтениями депутаты внесли поправки, по которым майнеры смогут покупать электроэнергию из единой энергетической системы только через биржу казахстанского оператора рынка электрической энергии и мощности (КОРЭМ) и по нерегулируемым государством ценам, сообщила депутат мажилиса Екатерина Смышляева.
«Введен порядок реализации квоты в случае наличия профицита как энергосистемы в целом, так и в разрезе территорий. Теперь приобрести электроэнергию из общей энергосистемы майнеры смогут только при наличии профицита и исключительно через биржу КОРЭМ. Для этого объема сняты ценовые ограничения, и торги будут проводиться исключительно по рыночным механизмам», – сказала она.
КОРЭМ проводит централизованные торги электроэнергией. Участники торгов, желающие купить электроэнергию, должны подать заявки, предварительно внеся деньги в банк. Торги проводятся как с поставкой товара на следующий день, так и на более длительный период: неделю, месяц, квартал или год.
Также депутаты уточнили перечень источников, из которых майнеры могут потреблять электроэнергию. Речь идет о возобновляемой энергетике, собственной генерации и импорте электроэнергии.
Майнеры смогут получить две категории лицензий: первую получат те, у кого есть собственные центры обработки данных, вторую – те, кто ставит свое оборудование в арендованные у первых ячейки. Обладатели второй категории лицензий не смогут претендовать на энергетическую квоту.
Вице-министр финансов Ержан Биржанов сообщил 12 октября, что с начала года около 100 майнеров заплатили совокупно около 8 млрд тенге в бюджет в виде НДС и платежей за цифровой майнинг. Председатель Агентства по противодействию коррупции Олжас Бектенов, отвечая на депутатский запрос, сообщил, что компания Aktobe Smart Tech, зарегистрированная на территории индустриальной зоны социально-предпринимательской корпорации «Актобе» как центр обработки данных, занималась активным майнингом криптовалюты. В качестве энергии для этого она использовала газ. В результате этого возник дефицит газа, поэтому другим компаниям и населению начали отказывать в выдаче технических условий на газификацию.