Когда казахстанские горные курорты составят конкуренцию альпийским
Около $40 млн потребуется на то, чтобы за два-три года превратить разрозненные горнолыжные склоны близ Алматы в курорт мирового уровня с сотнями километров трасс, посчитали участники рынка. Как развиваются курорты алматинского горного кластера и что тормозит их объединение – в материале «Курсива».
Алматинцы еще мокли под осенним дождем, когда горные склоны Заилийского Алатау засыпали снегопады. Ноябрьскому снегу очень обрадовались сноубордисты, горнолыжники и руководители горных курортов. Затраты на искусственное оснежение склонов можно сравнить с разбрасыванием долларов из карманов. «Один куб снега нам выходит в один доллар. В каждый из двух минувших малоснежных сезонов мы производили более чем по 800 тыс. кубометров снега», – делится генеральный директор горного курорта «Шымбулак» Ринат Абдрахманов.
Техническое открытие на самом высокогорном курорте страны – «Шымбулаке» (его трассы забираются до 3 200 метров над уровнем моря) – прошло 16 ноября, а 26 ноября зимний сезон 2022/2023 стартовал официально. В начале декабря официально открылись крупные курорты алматинского кластера (АГК) – Oi-Qaragai и «Ак Булак». Техническое открытие и тот, и другой сделали тремя неделями раньше.
«Шымбулак»
В сезоне 2021/2022 (отсчет начинается с ноября) самый известный алматинский горный курорт перешагнул отметку в миллион посетителей и подтвердил свой всесезонный статус исчисляемыми показателями. В летний период «Шымбулак» посетил 500 031 гость, в зимний – 500 206 (статистика учитывает только подъемы на канатной дороге).
Хотя зимний «Шымбулак» ориентирован, в первую очередь, на продвинутых лыжников и сноубордистов, благодаря близости к мегаполису и транспортной доступности его массово посещают любители лыж и сноубордов всех уровней, а также гости города. Из-за этого автомобильные пробки в направлении курорта иногда выстраиваются на несколько километров, а на склонах и подъемниках в часы пик (с полудня и до трех часов дня) собираются в буквальном смысле толпы людей.
«Шымбулак может комфортно принимать 6,5 тыс. человек в день. Сейчас в отдельные дни на курорт приезжает более 12 тыс. гостей. Это создает дискомфорт на подъемниках и трассах, а также сказывается на безопасности», – объясняет Абдрахманов.
Чтобы разгрузить канатные дороги и склоны, Шымбулак ввел дифференцированные тарифы – катание в будни обойдется на треть дешевле, чем в выходные. Базовые тарифы в сезоне 2022/2023 курорт сохранил на уровне прошлого года. «От акимата поступало предложение поднять цены и создать формат Fast Track (проход без очереди за отдельную плату). Но мы сказали, что сохраним ценовую политику, так как Шымбулак сейчас работает по всем категориям (от начинающих до профессионалов). Единственное, о чем мы попросили город, развивать городские курорты, такие как ЦСК, где смогут кататься дети, обучаться начинающие», – продолжает руководитель горного курорта.
На Шымбулаке сейчас изучают, возможно ли технически увеличить число кабин на «канатке» с «Медеу» до базовой станции курорта. Еще один вариант – создание маршрута альтернативного экологичного автотранспорта.
«По канатным дорогам отрабатываем вопрос с производителем, но это только плюс 200 человек в час – глобально проблему не решит. По альтернативному транспорту обращались в городской акимат – предлагаем дать возможность зайти на маршрут экологичным транспортным средствам», – рассказывает Ринат Абдрахманов.
В новом сезоне длина спусков на Шымбулаке вырастет, но только на 3 км – за счет запуска трассы «Сухой лог». На этой трассе, надеется руководство курорта, в декабре 2023 года пройдет финальный этап Кубка мира по параллельному и индивидуальному могулу.
В более отдаленных планах Шымбулака – строительство канатки с Талгарского перевала до пика Нурсултан (подъем на 4376 м над уровнем моря), что добавит 10 км трасс и канатки до пика Панорама – это позволит кататься в Кимасаровское ущелье на 50 км новых трасс и спускаться до базовой станции «Медеу». «Проект строительства канатной дороги до пика Нурсултан заинтересовал потенциальных инвесторов из ОАЭ, но стоимость в 30 млн евро для них слишком низкая. Их интересуют инвестиции от 100 млн евро, поэтому мы занялись детальной проработкой проекта «Кимасаровское ущелье». Предварительный прогноз инвестиций – 140 млн евро. В настоящий момент мы в стадии детальной проработки технической документации со специалистами из Европы», – поделился Абдрахманов.
Oi-Qaragai
Если Шымбулак – это, в первую очередь, курорт для продвинутых лыжников и спортсменов, то Oi-Qaragai – ориентирован на семейный отдых. Здесь 70% трасс – синие (без экстремальных участков), по которым будет комфортно кататься любителям, а для детей и начинающих есть несколько отдельных спусков.
В сезоне 2022/2023 новых трасс и подъемников на курорте не прибавилось. По словам основателя курорта Ерлика Балфанбаева, на планах курорта сказались последствия пандемии и январских событий в Алматы, основной задачей Oi-Qaragai в минувшем году было не останавливать работу и сохранить тарифы для гостей.
«Повышение тарифов пока не планируем. Мы же понимаем, что мы не в Австрии, где дневной ски-пасс стоит 57 евро. Хотя затраты у нас сопоставимые (дешевле только труд), при такой цене мы сильно обрежем доступность курорта для казахстанцев», – поясняет он.
Oi-Qaragai в сезоне 2021/2022 принял 536 тыс. туристов. Большинство гостей – 334 тыс. – посетили курорт зимой, но лишь каждый четвертый из них приобрел ски-пасс. Кроме лыж и сноубордов в Oi-Qaragai зимой можно прокатиться на тюбингах по одной из четырех санно-баллонных трасс с бугельными подъемниками, расслабиться в этно-SPA UMAI в традиционных казахских юртах или переночевать в деревянном домике среди еловых ветвей в экоотеле «Деревенька на деревьях». Для любителей пеших походов в окрестностях оборудовано около 30 км туристических троп. «Выровняли горизонталь, где нужно, провесили перила, сделали ступеньки. Благоустройство продолжаем, тесно сотрудничаем с Alpen Club. Следующим летом планируем добавить еще 10–12 км троп», – делится планами основатель курорта.
Новшества на курорте, в основном, инфраструктурные – реконструкция центральной плазы в «старой» части курорта, расширение пунктов проката и обновление ассортимента горнолыжного снаряжения. В декабре на высшей точке курорта откроется новый ресторан Eighteen-Twenty 1820 с панорамными видами.
В ближайших планах Oi-Qaragai – освоение плато Актас в двух километрах от курорта на восток на высотах 2 200–2 400 м над уровнем моря. «Начинаем работы по проектированию гондольной дороги, будет несколько подъемников. Высоты больше двух тысяч метров, то есть будет больше снега. При этом плато плоское, лавинобезопасное, и земляных работ практически не потребуется. Кругом елки – шикарное место. В следующем году начинаем строительство. Инвестиции очень большие», – рассказывает о планах Ерлик Балфанбаев. Годом ранее владелец курорта сообщал, что плато позволит увеличить общую длину трасс на курорте до 70 км, объем инвестиций в этот проект может составить более $100 млн, а срок окупаемости – около 30 лет.
«Ак Булак»
Общая протяженность подготовленных трасс на «Ак булаке» небольшая – около 5 км. Гостей курорт привлекает естественным снегом и пейзажными спусками среди берез и елей, а также возможностью внетрассового катания.
Ставку «Ак булак» делает на разнообразие досуга и проведение мероприятий: здесь есть бассейн, теннисный корт, боксерский зал, бильярд, тир, батут, SPA-центр, соляная пещера, караоке-бар. Правда, в сезоне 2022/2023 курорт лишился ледового катка – на его месте оборудовали спортивный зал.
В начале сезона гости «Ак булака» столкнулись с нюансами сервиса – в отличие от «Шымбулака» и Oi-Qaragai здесь нельзя приобрести абонемент онлайн, необходимо идти в кассу. Платный туалет удивил отсутствием освещения. «Фонарик же на телефоне есть, включайте, все видно будет», – дружелюбно советует посетителям кассир.
Свой «Куршевель»
Мечта, которую лелеют все «горнолыжки» близ Алматы – связать канатными дорогами трассы Шымбулака, Oi-Qaragai, Pioneer и других курортов Алматинского горного кластера.
«Хребет Заилийский Алатау от Каскелена до Тургеня очень удачно расположен – строго с запада на восток, имеет северную экспозицию, а это выгодно для строительства горнолыжных курортов, так как на северном склоне дольше лежит снег. Кроме того, у нас много удобных, расположенных перпендикулярно к хребту, въездов в ущелья. Можно, к примеру, запустить электричку от Шелека до Каскелена, а по ущельям – маленькие шаттл-басы. Если объединить все курорты в разных ущельях, получится 250–300 км связанных трасс. Купив один ски-пасc, можно будет заехать в Тургене (восточный кластер), а выехать на «Шымбулаке» (центральный кластер) или в Каскелене (западный кластер). У нас тут свой «Куршевель» в 100 раз лучше, чем в Альпах, но мы пока не научились наши преимущества использовать», – рассуждает Ерлик Балфанбаев.
«Сначала нужно связать существующие курорты, расположенные в центральном кластере. Этот проект можно реализовать в течение двух лет – было бы достаточное финансирование», – поддерживает коллегу Ринат Абдрахманов. Первый шаг глава «Шымбулака» видит в проработке технической документации по объединению курортов центрального кластера и создании структуры, которая будет взаимодействовать с частным бизнесом и государством (подобная структура есть, например, в Грузии). «Мы все возможные подготовительные работы по технической документации самостоятельно делаем, чтобы когда дойдет до реализации проекта, у нас все было.
Государство может инвестировать в горную инфраструктуру. Но в создание условий проживания, общепит должны вложиться частные инвесторы», – продолжает он.
Затраты на строительство канатных дорог, которые объединят горные курорты центрального кластера, основатель Oi-Qaragai Ерлик Балфанбаев оценивает в $20 млн. «Еще примерно столько же уйдет на подготовку трасс», – резюмирует бизнесмен.
Любое расширение горнолыжных курортов упирается в стену на этапе согласования проектов с нацпарками, на землях которых проектируют новые горнолыжные трассы. К примеру, у Oi-Qaragai на решение вопроса выделения земель под расширение курорта на плато «Актас» ушло около семи лет. Но после поддержки проекта объединения курортов АГК президентом Токаевым появилась надежда, говорит Ринат Абдрахманов.
В минувшие выходные на рабочем совещании в Министерстве культуры и спорта РК руководители горных курортов, представители нацпарков и министерства договорились создать общую структуру – чтобы решать земельные вопросы быстрее.
Смотрите видео на нашем канале в Youtube.