В отношении «Яндекс. Такси» в Казахстане продолжается расследование о завышении тарифов на поездки. Перевозчик взимает комиссию до 20% и завышает цены в плохую погоду или праздничные дни, сообщил первый зампредседателя Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) Рустам Ахметов.
«Яндекс. Такси» взимает комиссию в размере 17–20% и применяет динамичное ценообразование: в дождь, снег, праздники услуга для потребителей значительно дороже с учетом повышенного спроса. Если будут выявлены монопольно-высокие цены, то будут предприняты меры реагирования и снижена комиссия», – приводит слова Ахметова пресс-служба агентства.
Он считает, что монополизация рынка такси неизбежна из-за цифровизации и по причине невысокой маржинальности. Агрегаторы зарабатывают на увеличении объемов услуг. С другой стороны, чем выше спрос на услуги агрегатора, тем выше его цена. С этим, по словам зампредседателя, связано и увеличение тарифов.
«При этом на данном рынке есть конкуренция. Помимо «Яндекс. Такси» есть InDriver, прочие агрегаторы и таксомоторные компании. Здесь уже решает клиент», – сказал Ахметов.
«Курсив» обратился в «Яндекс Go» за комментарием по поводу расследования. На момент публикации материала в компании ничего не ответили.
А есть ли конкуренция?
«Яндекс. Такси» считается одной из самых популярных служб такси в Казахстане. Также на казахстанском рынке работает Uber, но считать его конкурентом нельзя – в конце 2021 года произошло слияние «Яндекс» и Uber. Общая сумма сделки составила $ 1млрд.
Помимо этого, в республике представлена служба такси InDriver, цены которой незначительно отличаются от цен «Яндекса» и Uber.
В Астане и Алматы поездка на «Яндексе» в среднем обходится в 1,5–2 тыс. тенге. В час пик и плохую погоду цены значительно выше. Преимущество «Индрайвера» в том, что пассажир может сам назначить цену за поездку, однако не все спешат соглашаться с предложением, если оно ниже тарифов «Яндекса».
Стоит отметить, что часто аналоги проигрывают «Яндексу» в части удобства мобильных приложений. Так, например, в этом году в Казахстане в пилотном режиме начало работу такси для женщин – Uvu. Услуга хорошая, отвечающая требованиям безопасности, ведь все водители в такой службе такси – женщины. Однако приложение у Uvu не самое удобное. Заказывать поездку нужно, как минимум, за 15 минут до запланированного выезда. Карты в приложении нет, и, соответственно, где находится водитель, неизвестно. При этом навигатор не всегда верно определяет местоположение клиента.
В мае 2021 года в Казахстан пришел китайский сервис такси DiDi. Тогда агрегатор позиционировал себя как более доступный, чем «Яндекс» и другие перевозчики. Однако проработал DiDi недолго. Уже в феврале 2022 года компания заявила, что покидает казахстанский рынок.
Затянувшееся расследование в отношении «Яндекса»
Поездки на «Яндекс. Такси» в Казахстане стали значительно дороже в период пандемии. Тогда в компании заявляли, что не повышали цены, просто вырос спрос – стараясь избежать вируса, многие люди чаще пользовались услугами такси вместо общественного транспорта.
В апреле 2020 года исполнительный директор ТОО «Яндекс. Такси Казахстан» Тамирлан Шапиев в интервью для издания 365.info объяснил повышение цен на услуги такси в Алматы. Публикация материала стала поводом для разбирательства антимонопольного ведомства.
После этого Комитет по защите и развитию конкуренции вынес «Яндекс.Такси» предостережение: «Публичные заявления о планируемом поведении на товарном рынке могут привести к повышению цен на услуги такси, если субъекты рынка воспримут их как руководство к действию».
Антимонопольное ведомство сообщило, что проверяет субъекты рынка на возможный ценовой сговор из-за повышения цен на услуги такси в Алматы и других регионах страны. В свою очередь директор по связям с государственными органами на международных рынках «Яндекс.Такси» Александр Высоцкий сообщил, что компания не меняла тарифы в Казахстане.
Впоследствии АЗРК не раз заявляло о проверках в отношении «Яндекс.Такси» на предмет искусственного завышения цен. При этом ситуация на рынке не меняется, а цены продолжают расти. В самой компании такие расследования, как правило, не комментируют.