Истории

Как результаты аукциона на частоты 5G могут предопределить развитие рынка телекома

5G
Shutterstock

Рынок 5G в Казахстане должен развиваться в конкурентных условиях. Если сдерживающие конкуренцию факторы не будут устранены, бурно развивающийся рынок телеком-операторов надолго останется негибкой олигополией.

Стартовые условия

Конкурсный аукцион по распределению радиочастот 5G в Казахстане, о котором в августе заявил вице-министр цифрового развития Асхат Оразбек, пройдет 22 декабря 2022 года. На аукцион выставлены два лота стоимостью 1,7 млрд тенге каждый. Такую же сумму потребуется внести в качестве гарантийного взноса.

По условиям двух лотов покупатель должен иметь разветвленную магистральную сеть телекоммуникаций и/или сотовой связи, охватывающую не менее шести областей, городов республиканского значения и столицу. Победитель каждого из аукционов, согласно условиям конкурсной документации, будет обязан в течение первого года установить 391 базовую станцию 5G в Астане, Алматы и Шымкенте и в последующие четыре года по 784 базовые станции в областных центрах и городах республиканского значения в год.

За частоты могут побороться действующие мобильные операторы – Kcell, Beeline Kazakhstan, Tele2/Altel. Участником конкурса может стать компания, уже имеющая разветвленную сеть коммуникаций не менее чем в шести регионах страны, включая города республиканского значения и Астану.

Для Казахстана развертывание сети 5G – это часть государственной политики цифровизации. По нацпроекту «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций» в рамках задачи 100-процентного обеспечения населения качественным интернетом сеть пятого поколения должна быть доступна жителям 14 казахстанских городов к 2025 году. На одном из совещаний правительства в начале этого декабря министр цифрового развития Багдат Мусин сообщил о разработке нового нацпроекта «Доступный интернет» на 2023–2027 годы, в котором предусмотрено внедрение сети 5G, и это направление работы стоит рядом с задачами по «масштабному подключению городов и сел к высокоскоростному интернету».

Пятое поколение

Ценность 5G для экономики связана с основным отличием сети пятого поколения (ее еще называют IMT) от сети четвертого (LTE) – более высокая пропускная способность канала, которая позволяет обеспечивать клиентам широкополосный доступ и применение режима «от устройства к устройству» с меньшим временем задержки, а, следовательно, с более скромной энергоемкостью всех устройств в сети и более высокой надежностью.

Де-факто 5G – это базовое условие надежного и полноценного промышленного интернета. Однако на лидирующем (по степени внедрения 5G) национальном рынке – в Китае – отмечают смещение в сторону B2C сегмента. Как подчеркнул на III Всемирном форуме технологий мобильного широкополосного доступа Global Mobile Broadband Forum гендиректор Huawei Кен Ху, развитие 5G привело к резкому росту популярности видео в высоком разрешении и увеличению трафика. По его данным, мобильные приложения увеличили расход трафика на 40% и стали двигателем доходов мобильных операторов наряду с нефтегазовым, горно-металлургическим и транспортным секторами.

В Казахстане разработчиками концепции внедрения 5G (первый такой документ подготовил национальный оператор «Казахтелеком» в 2019 году) ставка делалась на снижение цифрового неравенства между городом и селом, расширение продуктовой линейки мобильных операторов, поскольку 5G создаст условия для разработки принципиально новых программных продуктов – мобильных приложений. Еще одно направление – реализация концепции «умных городов» (особенно в части обеспечения безопасности городской инфраструктуры) и проектов Индустрии 4.0 в удаленных регионах РК для повышения производительности и безопасности труда.

Три года назад казахстанские телеком-операторы приступили к тестированию в пилотном режиме частных 5G сетей: Kсell в 2019 году в Алматы и Астане, в том же году Beeline Kazakhstan в Шымкенте, а в 2021 году Tele2/Altel первым установил тестовые зоны 5G в точках с наибольшей проходимостью в Алматы – по пешеходной улице Панфилова, на стадионе «Медео» и горнолыжном комплексе «Шымбулак».

В мае этого года в правительстве РК отмечали «хорошие результаты» пилотных проектов: при эффективной зоне покрытия частот более 10 кв. км удалось достичь скоростного показателя до 1,6 Гбит/с и уровня задержки менее 10 мс.

Перегруженные операторы

Однако действующие игроки скорее смотрят на перспективы 5G в РК скептически. По крайней мере, в краткосрочной перспективе. Во-первых, они обращают внимание на значительные обязательства, которые примет победитель конкурса.

«По условиям аукциона, его победитель получает не только право развернуть новую технологию на определенном частотном диапазоне, но и лицензионные обязательства. Согласно этим обязательствам победитель должен в течение пяти лет развернуть сеть 5G в 20 городах, построив 3500 базовых станций связи. Только на это строительство потребуются инвестиции от 160 млрд тенге — как два годовых бюджета Караганды. Эти затраты лягут в себестоимость сети вне зависимости от того, пользуется абонент 5G или нет. Это означает, что операторам нужно будет поднять цены для всех более чем на 40%», – прокомментировали в Beeline Kazakhstan.

Однако операторы уже несут значительные капзатртаты на фоне роста трафика. За неполный 2022 год рост потребления мобильного трафика Beeline составил 34%, в 2021 – 52%, в пандемийном 2020-м – 63%, что и без 5G оказывает повышенную нагрузку на сеть и может негативно повлиять на скорость мобильного интернета. Чтобы сбалансировать этот эффект, оператор постоянно инвестирует в строительство новых базовых станций и модернизацию оборудования. За последние года капитальные расходы Beeline составили более 100 млрд тенге, добавили в пресс-службе.

Затраты на внедрение 5G лягут дополнительным грузом в себестоимость и, по оценкам Beeline, могут привести к подъему тарифов примерно вдвое.

Второй аргумент, который приводят в Beeline, – еще не отработан весь потенциал стандарта 4G. В уходящем году установил более 2000 базовых станций и связь 4G появилась в 700 населенных пунктах. «Потенциал развертывания 4G в нашей стране далеко не исчерпан. Мы как оператор знаем каждое «белое пятно» и планомерно, год за годом, закрываем их покрытием 4G, одновременно наращивая емкость текущей сети, которая должна выдерживать постоянно растущую нагрузку. Поэтому в данный момент целесообразно сосредоточиться на качественном покрытии 4G для всех казахстанцев, а не на 5G для избранных», – отметили в компании.

В Kcell также отметили, что в 2020-м завершили строительство и запуск первых на постсоветском пространстве коммерческих сетей Private LTE. Основными клиентами компании в данном проекте являются горнодобывающие компании.

Другой аргумент скептиков – готовность институциональной среды. На последнем форуме Digital Bridge генеральный директор Tele2/Altel Сергей Коньков отметил: «Наша задача как оператора предоставлять транспорт для развития новых возможностей в других отраслях. Но запрос к нам должен поступать либо от бизнеса, либо от отраслевой регуляторики этого бизнеса. Оператор этот спрос построить не может. Мы можем помочь строить инфраструктуру и дать свою экспертизу, но запрос должен прийти от вышеупомянутых отраслей. И вместе с этим должны произойти достаточно большие изменения в законодательстве. Нужны дополнительные шаги со стороны государства, в том числе по нормам в Земельном кодексе, строительстве, санитарно-эпидемиологическом контроле. Иначе мы столкнемся с большим количеством проблем при развертывании 5G».

Причины скепсиса действующих операторов обобщил в разговоре с Kursiv.Media представитель казахстанской телекоммуникационной компании, пожелавший остаться неназванным: «Для действующих операторов 5G – это скорее обязательство, чем возможность, и новые расходы на ровном месте. Но если зайдет новый игрок, ему уже нет смысла строить старые сети – он будет строить только новые и создаст мощный толчок для развития: никто не захочет отставать и лишиться будущего».

Цифровизация и рынок

В пользу скорейшего внедрения сети пятого поколения говорят игроки рынка, которые находятся «над схваткой» и более абстрагированы от внутренней динамики казахстанских телеком-операторов.

«Как крупнейшему независимому разработчику софта нам, конечно, интересно, чтобы появлялось больше источников больших данных, – говорит директор Prime Source Евгений Щербинин. – 5G – это же не только про скорости для пользователей, но и в не меньшей степени про Интернет вещей – IoT. Чем больше собрано данных, тем больше полезных эффектов для экономики можно получить через цифровизацию. Тут важно, конечно, чтобы данные не просто копились, особенно учитывая высокую стоимость инфраструктуры 5G, но и сразу начинали использоваться. В том числе в проектах с тем же машинным обучением. Потенциал в этом смысле у технологии, конечно, огромный».

В политическом руководстве страны воспринимают 5G как бустер цифровизации. «В наших трех крупных городских агломерациях в ближайшей перспективе мы планируем внедрить технологию 5G, которая станет основой для качественного рывка IT-рынка. Эта технология откроет новые возможности во всех отраслях экономики – промышленности, транспорте, услугах, безопасности и так далее», – заявил президент РК Касым-Жомарт Токаев на форуме Digital Bridge 2022. Тогда же глава государства подчеркнул, что для страны, где в сельской местности живет около 40% населения, «актуальным вопросом является обеспечение всех граждан доступным и качественным интернетом».

По данным регионального исследования GSMA Intelligence, на которое ссылается Минцифры РК, при развертывании 5G в странах СНГ прогнозируется рост регионального ВВП на $14 млрд, из которых доля Казахстана составит 12%, или $1,7 млрд.

Однако в скорейшем внедрении 5G есть и отраслевой аспект. Комментируя позитивные эффекты внедрения сети пятого поколения, директор департамента инновационно-технологического развития «Казахтелекома» Олжас Аязбеков отмечал и снижение барьеров для входа на рынок новых игроков.

Это в равной степени справедливо и для рынка мобильных операторов, игроки которого неоднократно становились объектами антимонопольных расследований. Поэтому с самого начала на этом революционном рынке важно обеспечить прозрачные и справедливые правила игры.